Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

"Со мной никто не договорится -- ни правительство, ни президент"

На вопросы СКН отвечает директор кинопрограмм, художественный руководитель кинофестиваля "Белые Столбы" Владимир Дмитриев.
Добавить в закладки

СКН: Владимир Юрьевич, в чем заключаются основные принципы формирования программы фестиваля?
В.Д.: Их несколько, назову два главных: максимально широкий взгляд на историю кино и принцип неожиданности. Мировое и отечественное кино разнообразнее и интереснее, чем принято считать. У нас большая коллекция, в ней много практически неизвестных картин, мы хотим, чтобы люди поняли, что мировой кинематограф не ограничен несколькими крупными именами. Вторая задача – показать вещи нестандартно. Допустим, Любовь Орлова представлена не «Веселыми ребятами» или «Цирком», а запрещенной картиной «Одна семья», которую никто не видел, Трауберг – не «Юностью Максима», а фильмом с участием Бондарчука, Гарина и другими крупными актерами «Шли солдаты», который он поставил без Козинцева.
СКН: Есть ли существенные отличия нынешней программы фестиваля от предыдущих программ?
В.Д.: Архив – учреждение консервативное, здесь опасно проявлять новые тенденции. В основном, показываем старые фильмы, но было счастье – удалось получить из чешского архива «Пленников моря» Михаила Вернера. В этом году на открытии фестиваля состоялась премьера фильма «Сказ про Федота-стрельца», снятого по сказке Леонида Филатова. В зале был и Леонид Алексеевич, мой многолетний друг. Нам было важно, чтобы он вышел на встречу с большой аудиторией, которая ему аплодирует. Думаю, ему это необходимо. Еще считаю большим достижением показ «Реки» Алексея Балабанова, – это имело огромный успех. С гордостью говорю, что картина сделана абсолютно по нашей просьбе. Ведь когда погибла актриса, была растерянность, испуг, что фильм не удастся закончить и придется выбросить отснятый материал. Я уговорил продюсера Сельянова и Балабанова смонтировать ленту. Монтаж был закончен 28 января, а на следующий день (мы получили картину на двух пленках: изображение и звук отдельно) состоялась мировая премьера. Небывалый случай за всю историю фестивалей, я безмерно рад! Надеюсь, Сельянов и Балабанов согласятся подготовить картину для широкого показа на киноэкранах и на телевидении. На мой взгляд, это выдающаяся лента. Горестно, что ее нельзя закончить, и тем более, она не должна остаться втуне. В то же время наше архивное дело – сохранять незаконченные фильмы и первые варианты картин. В этом плане «Река» очень точно легла в ситуацию и госфильмофондовской работы, и фестиваля.
СКН: Стало быть, нет противоречия в том, что на фестивале архивного кино демонстрируются новые фильмы?
В.Д.: Понимаете, архив – это не «тьма веков», а то, что есть реально. Мы гордимся, что Госфильмофонд добился принятия закона «Об обязательном экземпляре». Теперь в коллекцию поступают все новые картины, а как только они получают номер и ставятся на полку, то приобретают значение архивных фильмов. В мире сейчас неимоверный интерес и любовь к архивам, все фестивали устраивают архивные показы. Коллекция Госфильмофонда занимает одно из первых мест, ведь мы все сохранили, ничего не отдали, хотя было трудно. Поэтому сейчас на фестивале можем показать все, что угодно. А премьеры новых картин, как мне представляется, дают дополнительный импульс архивному делу. Нельзя замыкаться только на прошлом. Например, я вообще люблю фильмы, снятые до 905-го года минувшего века, но это не имеет значения, тем более, что у нас нет никакой селекции – сохраняются все картины без исключения.
СКН: Какова, на ваш взгляд, динамика развития кинофестиваля?
В.Д.: Он растет на глазах. Мы даже нервничаем, поскольку ограничены количеством мест в зале, в гостинице, не можем позвать всех, кого хотелось бы.
СКН: Не допускаете, что фестиваль можно проводить за пределами госфильмофондовской территории?
В.Д.: Мы постоянно ведем спор с бывшим директором Госфильмофонда, а ныне заместителем министра культуры Владимиром Сергеевичем Малышевым, который к этому стремится. Была не одна попытка (к примеру, в прошлом году «Эхо кинофестиваля »Белые Столбы« прошло в Киеве), и понятно, что аудитория невелика, что в стране не сформировался еще зритель, который готов смотреть фестивальную программу. Она и в мире невелика. Есть такой знаменитый и очень амбициозный фестиваль немого кино в Порденоне, но и он собирает всего 400 человек со всего мира: как правило, это одни и те же люди. Все-таки архивное кино – »вещь« более чем элитарная. Поэтому, в первую очередь, мы сориентированы на специалистов – историков кино, архивистов, кинокритиков, ведущих телевизионных кинопрограмм, а это сравнительно небольшой круг зрителей.
СКН: Качество изображения и звука фестивальных фильмов выше всяких похвал, от просмотра получаешь эстетическое удовольствие. Как вы этого добиваетесь?
В.М.: Стараемся и не устраиваем истерик. Вообще запрещаю коллегам паниковать. А главное в нашем деле – стоять намертво, когда речь идет о сохранении архива. О себе могу сказать, что я, если хотите, конформист, меньшевик, соглашатель. Не терплю скандалов, готов всегда уступить во всем, кроме коллекции. На эту тему никто со мной не договорится – ни правительство, ни президент. Если сказали: не отдадим – реально так и сделаем. То, что может показаться »мышеловством«, – единственная возможность все сберечь. Именно в этом и есть работа архива, музея, библиотеки, а иначе дело мгновенно рухнет.
СКН: Что дальше будет происходить с фестивалем?
В.Д.: Будем продвигаться приблизительно в этом же направлении. Возможно, изменим какие-то рубрики. Вполне вероятно, откажемся от цикла »Конфронтация«: все меньше возможностей для конфронтации, как темы, а делать узко политический цикл, условно говоря, »Израиль – Палестина«, по-моему, для фестиваля неинтересно. »Великие столетия«, думаю, останутся навсегда, поскольку здесь мы отдаем дань замечательным мастерам. Не исключаю, что будем вводить больше современных картин, но обязательно обоснованно. Надеюсь, продолжим показ сделанных на нашем материале монтажных лент »про кино" – это тоже входит в круг тем архивного фестиваля.

Текст: Наталья Мазур
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?