Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Столица анимации находится на Урале

О творческом отчете свердловских аниматоров за два года.
Добавить в закладки

Свердловская школа анимации существует и работает сегодня полнокровно и своеобразно, объединяя абсолютно непохожие творческие индивидуальности. В этом можно было убедиться на вечере, что прошел в начале 2002 года в Екатеринбургском Доме кино по инициативе творческого объединения анимации Свердловской киностудии.
Пять художников: ветеран в кино Валерий Фомин, многоопытные Алексей Караев и Петр Закревский, молодой Андрей Золотухин, начинающий Дмитрий Геллер показали итоги своей работы за последние два года.
Валерий Фомин привержен кукольной мультипликации и уральскому фольклору с его своеобразным лексическим колоритом и юмором. Деда и Внука, героев показанной на вечере дилогии «На пасеке» и «Мы все из сказки», объединяет любимая В.Фоминым тема передачи юным опыта стариков, тема сохранения корневой исторической и литературной памяти. И здесь, как и в прежних картинах В.Фомина, побеждает добро и вознаграждаются трудолюбие, юмор и детскость героев с их верой в чудеса и одновременно с хитрецой и практицизмом. Кукольные герои, сделанные из корешков да щепочек, из лыка да мочала – сами будто часть природы.
Контрастом уральскому колориту фоминских фильмов предстал сделанный Андреем Золотухиным на заказ в содружестве с США фильм «Джон Генри – стальной человек». Молодой свердловский аниматор, в прошлом художник театра кукол, живет сегодня за границей. Он создал 12-минутный фильм по популярной на Западе легенде о сильном, добром великане – негре Джоне Генри, который вступил в спор с железной машиной, что пришла на смену ручному труду. Он берется прорыть тоннель быстрее машины, побеждает в соревновании и умирает, надорвав сердце. Поэтическая и грустная история о неизбежном приходе цивилизации на смену живым людям с их чувствами и усилиями. Для создания своих персонажей А.Золотухин использовал съемки наиболее типажно подходящих и реально живущих на Родине и на Западе людей. Фильм наполнен классическими блюзовыми мелодиями и ритмами, а сделан в технике рисования маслом по стеклу (и по целлулоиду), которую блистательно освоил другой бывший свердловский мультипликатор, долго работавший за рубежом и отмеченный «Оскаром» за «Старик и море» – Александр Петров (фильм А.Золотухина также был номинирован на «Оскар».)
Фильмы Петра Закревского и Дмитрия Геллера перекликаются друг с другом в попытке соединить анимацию и документальное кино и в том, что оба обращаются к отечественной истории. Один – к эпохе дворянских усадеб ХIХ века, другой – к предвоенным 30-м годам.
«Тень» П.Закревского, при его большом профессиональном опыте в анимации – всего вторая работа в качестве полноправного автора (прежде он работал в группе). Это фильм об ускользающей красоте, которую пытается уловить на своем полотне Художник, – о красоте женской, красоте природы и чувств. К сожалению, интересный по замыслу фильм проигрывает из-за отсутствия в нем профессионального озвучания.
Дмитрий Геллер уже получил за ленту «Привет из Кисловодска» признание и солидную прессу, завоевал в 2001 году главный приз на одном из самых престижных для аниматоров профессиональном фестивале «КРОК» и еще немало отечественных и зарубежных наград.
Двое – Он и Она. Легким контуром нарисованные и потому хрупкие, почти эфемерные персонажи. Их курортный роман. Довоенное танго. Типовые для 30-х годов фотографии и вживленные документальные кадры: мужчины в военной форме, женщины в модных в ту пору платьях с рукавом «фонариком». Радостные, улыбчивые – из Кисловодска, популярной советской здравницы, доступной, теплой, романтической и романной; места, ставшего неким символом и метой времени. Того времени, когда были сильны еще и романтика труда, и энтузиазм, и ощущение сильной Родины, слитности с ней и вера в бесконечность счастья; времени, когда никто не ждал беды… И на фоне реального – кружение почти условной пары. Они свободно путешествуют во времени и пространстве, то пускаясь в тур вальса, то наблюдая за происходящим, переходя из кадра в кадр, словно из одного времени или состояния в другое.
Фильм без слов – только звук и музыка, и это рождает особую интонацию щемящей ностальгии по такого рода «уходящей натуре», образным, поэтическим языком передает тревогу за хрупкость жизни и мира вокруг, их бесконечную ценность.
И совсем иной – рисованный, красивый и сочный по изображению, динамичный и смешной, прекрасно озвученный опытными актерами – фильм «Макаронина» из серии «Мистер Пулькин» Алексея Караева. В нем чувствуется уверенная манера мастера.
Что же их объединяет, таких разных свердловских аниматоров? Возможно, то, что все они создают кино доброе и содержательное, социально, поэтически и этически наполненное; то, что в каждом присутствует творческая попытка обретения или совершенствования собственного голоса в анимации (анимация в переводе с латыни, как известно – оживление).

Текст: Наталья Решетникова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?