Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

"Стрекоза и муравей" в Лаоне

Добавить в закладки

Побыв на 18-м МКФ для юной публики во французском городе Лаоне, открываешь для себя удивительную, совершенно незнакомую кинострану, объединяющую все международные кинофестивали для детей и юношества, которых в мире более двухсот. Среди них и совсем молодые (как, например, Алжирский, Тунисский), и уже заслуженные детские киносмотры (Хаугедунский и сам Лаонский).
У всех этих кинофорумов одна цель – противостоять влиянию низкопробной американской продукции, наводнившей экраны всех стран и формирующей вкусы молодежи. Поэтому здесь стараются открыть для молодого поколения классику мирового кинематографа, новые интересные киноработы, поднимающие серьезные, важные для детей и юношества проблемы, или просто увлекательные, высокохудожественные, по-настоящему красивые фильмы, способные положительно повлиять на их эстетическое и нравственное воспитание.
Лаонский кинофестиваль каждый год посвящается какой-либо одной теме. В прошлом году это была тема любви Ромео и Джульетты, и вся внеконкурсная программа состояла из различных экранизаций бессмертной пьесы Шекспира, а конкурс рисунка, на котором выбирается очередной символ будущего фестиваля, был также посвящен любви. На этот раз Лаонский киносмотр проходил под знаком фантазии и фантастики в кино: вне конкурса показывали такие шедевры жанра, как «Кинг-Конг», «Франкенштейн», «Бэтмен», ретроспективу Тима Бартона, а символом стал необычный длинноносый человечек в шляпе.
Но самый большой сюрприз гостям и участникам фестиваля преподнесли российские кинематографисты. Впервые в ретропрограмме (предоставлена она была «Домом Ханжонкова») в Лаоне показали русские фильмы, созданные в начале прошлого века. Это и один из первых игровых фильмов «Драма в таборе подмосковных цыган» (1908), первый в мире кукольный фильм «Стрекоза и муравей» (1913), одна из лучших мелодрам с участием Веры Холодной «Дети века» (1915). Картины произвели на зрителей огромное впечатление. Известные кинокритики и киноведы разных стран (некоторые приехали в Лаон лишь на день, специально, чтобы их посмотреть) рукоплескали. Почти никто в зале прежде не видел ни одной российской ленты того периода; многие знают наше кино лишь начиная с советского периода, поэтому в каталоге это ретропрограмма названа «Неизвестное кино времен Николая Романова».
Кроме старых фильмов в Лаоне была показана новая лента режиссера Бахтиера Худойназарова «Лунный папа», которую французские зрители приняли с восторгом. Критики отмечали необычную режиссуру, великолепную операторскую и актерскую работу. Впервые в Лаонском фестивале приняли участие делегации наших детских фестивалей – в «Артеке» и «Орленке». После просмотра телеверсий этих киносмотров все отмечали высокий уровень организации и необычную концепцию этих смотров.
Среди 19 ребят из разных стран мира, членов детского жюри Лаона, было двое представиелей стран СНГ – Валентин Преториус (Россия, «Орленок») и Елена Геремба (Украина, «Артек»).
Конкурсная программа нынешнего фестиваля в Лаоне оказалась весьма взрослой по уровню и сложности проблем, поднимаемых в фильмах: немецкая картина «Дилер» о наркоторговце; английская «Ноld Back the Night» о метаниях 16-летней девушки, изнасилованной в детстве собственным отцом; финский «Маленький пилигрим» о тяжелых переживаниях женщины, вспомнившей о том, как она в юности бросила своего внебрачного ребенка и он умер (кстати, именно эта лента получила главный приз взрослого профессионального жюри, которое состояло из двух директоров детских фестивалей – Монреальского и Алжирского, финской актрисы и режиссера-аниматора из Великобритании).
Пожалуй, единственная чисто детская картина – «Катино приключение» из Дании – была удостоена Специального приза. А Гран-При, присуждаемый детским жюри и дающий право на хороший европейский и мировой прокат, присужден ленте «Ноld Back the Night», которая получила еще и приз зрителей Лаона. Лаонский фестиваль не впервые дает путевку в жизнь новым кинолентам на подростковую тематику, в частности, именно по инициативе его президента Раймона Лефевра, в свое время в конкурс было включено «Чучело» Ролана Быкова, имевшая трудности с выходом в прокат в СССР. Главный приз, единогласно присужденный «Чучелу» и детским, и профессиональным жюри, обеспечил картине не только мировой прокат, но и признание на родине. Фонд Ролан Быкова в знак благодарности пригласил г-на Лефевра (а он известный историк кино, кинокритик, доктор философии) возглавить профессиональное жюри на свой первый (и, увы, последний) Московский фестиваль детского кино.
В этом году на закрытии Лаонского киносмотра Раймон Лефевр с сожалением говорил о том, что с уходом из жизни замечательного актера, режиссера и пропагандиста детского кино Ролана Быкова вновь приостановилась работа по проведению кинофестивалей для юных зрителей в Москве, где прежде в программе ММКФ всегда была детская секция. Слова г-на Лефевра оказались на редкость точны. Огромные средства, которые тратятся на «взрослые» фестивали, возможно, и оправданы, но надо помнить, что формирование нравственных и эстетических вкусов идет в детстве. Может, в России путем введения нового закона (например, норвежские кинематографисты обязаны снимать не менее двух детских фильмов в год) нам попытаться изменить ситуацию?

Текст: Лидия Андреева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?