Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Там, где страсти рвут на части

Добавить в закладки

Любовь-искушение, любовь-спасение, любовь-наваждение, любовь растоптанная, любовь возродившаяся… Кинематограф, говоря о любви, использует все разнообразие жанров – от фильма ужасов до метафизической драмы. К сожалению, он устал. Ему не хватает свежего воздуха, и он ищет его в технических новшествах: компьютерных технологиях, цифровой камере… Но, как бы там ни было, выход из кризиса видится один: рассказывать о любви так, как будто до тебя и кроме тебя о ней никто не рассказывал. Тогда, может быть, вместо изысканных стилизаций на тему любви появятся честные, искренние признания в ней. Основная задача кинофестиваля «Лики любви», который прошел с 13 по 23 января в седьмой раз, именно в том, чтобы найти любовную историю, облаченную в совершенную кинематографическую форму.
«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, объявленный как «фильм-сюрприз» (он прошел вне конкурса), остался самой яркой вспышкой на затянутом облаками фестивальном небосклоне. Уж сколько ни запутывал своих поклонников мистер Линч, оставляя их с носом и хорошо проваренной лапшой на ушах, а они все равно запутываться рады! Оставим за рамками статьи разбор интеллектуальных игр и посмотрим, какой лик любви мистер Линч являет «городу и миру». А лик этот таков, что впору пересмотреть концепцию фестиваля (показывать любовь только гетеросексуальную – между мужчиной и женщиной). Главной героине, начинающей актрисе, крупно не везет с карьерой в Голливуде, и к тому же она испытывает раздвоение личности. Она – блондинка, а ее «второе я», жгучая брюнетка – воплощение всех ее нереализованных желаний, великолепная хищница. К финалу фантом полностью захватывает сознание героини и вытесняет ее из реальности. Блондинка любит брюнетку (об этом свидетельствуют лесбийские сцены) и ненавидит; так и мы одновременно и боимся бездны, и заглядываем в нее. Словом, полный джентльменский набор: тут вам и шизофрения, и нарциссизм, и скрытые гомосексуальные импульсы… Больной дэвушка, совсем больной! Но фильм сильный.
Что-то схожее с этой лентой есть и в конкурсной «Яме» Ника Хэмма (Великобритания), хотя тут Лиз, героиня Торы Берч – попроще, Голливуд ей точно не по зубам (чего не скажешь о самой Торе, прославившейся после «Красоты по-американски»). Некрасивая и закомплексованная брюнетка, она решает морально отомстить всем блондинкам, вьющимся вокруг ее парня. А уж когда представится случай это сделать, не посчастливится никому, даже ей самой – высвободив всю свою мрачную энергию, она теряет себя как личность, превращается в форму без содержания.
Финские кинематографисты представили на конкурс одну из лучших картин прошлого года – «Неприятности из-за любви» (реж. Олли Саарела). Все картины этого молодого режиссера пользовались огромным успехом на его родине (кстати, «Искупление» шло на «Сталкере», а «Засада» – на Московском международном кинофестивале, так что российские зрители с творчеством Саарела знакомы). «Неприятности из-за любви» ярко и динамично рассказывают о бандите Али, нашедшем в себе силы порвать с криминалом и жить с любимой женщиной и ребенком по законам божеским и человеческим. Поверить в преображение преступника заставляет колоритный Ерма Томмила (приз «Серебряная стрела» за лучшую мужскую роль).
Если в финской ленте «маленький человек» находит смысл и полноту жизни в любви и вере, то в бразильско-португальских «Посмертных записках» (реж. Андре Клотцель) светскому хлыщу Бразу «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Судя по бурно отрицательной реакции зрителей, проголосовавших ногами, фильм остался недооцененным – а жаль. Авторы, провоцируя зрителя кажущейся пустотой и легковесностью героя (самый серьезный вопрос, который его мучает за 70 лет жизни, это хромота девушки, на которой Браз собрался жениться: «Если красивая, то почему хромая? Если хромая, то почему красивая?»), все же не спешат пригвоздить героя к позорному столбу. В финале он сам придет к выводу, что с человека, «пропорхавшего» свою судьбу, спросится по большому счету.
Стоило Лоне Шерфиг снять «Итальянский для начинающих», проникновенно поведавший о заботах и проблемах жителей провинциального датского городка, – и открылась поистине золотая жила. Найденные в этой ленте мотивы стали коммерчески эксплуатироваться в других. В «Мире Моны» (реж. Йонас Эльмер, Дания) все герои, даже отрицательные, достойны понимания и сочувствия, а в финале влюбленная парочка, улетая на отдых в Испанию, просто так, для смеха, изъясняется на невообразимом эсперанто, который представляется «ломаным испанским» (у Лоны Шерфиг судьбы героев устраиваются в Венеции, недаром же они столько времени учили итальянский)…
Пока датчане продолжают отшлифовывать находки «Догмы», в старой доброй Англии протирают до дыр сюжет о гадком утенке, превратившемся в лебедя, то бишь 16-летней девушке из провинции, мечтающей стать моделью в Лондоне (фильм так и называется – «Мечта», реж. Микаэл Хилин, Швеция-Великобритания). Эту девушку за полтора часа всякие скользкие модельеры и слюняво-похотливые журналисты доведут до такого полуобморочного состояния, что она, наконец, поймет, кто ей нужен в опасном и жестоком мире шоу-бизнеса: верный, пробивной и принципиальный бойфренд.
Тяжкие испытания на пути к сострадательной и самоотверженной любви уготованы немолодому полицейскому и малолетней проститутке («Юная девушка», реж. Иджи Окуда, Япония; приз «Серебряная стрела» Майю Озава за лучшую женскую роль). Сложные взаимоотношения героев получили красивое (и необычное для европейского сознания) образное решение – через сложные и болезненные татуировки на спинах.
В южнокорейской «Легенде о Чхунхян» татуировок не делают, зато красиво говорят и поют: история Чхунхян, не пожелавшей стать наложницей деспотичного правителя, разворачивается в формах древней восточной оперы. Зрелище специфическое даже для современных корейцев, но каким-то чудом эмоциональный контакт между московским зрителем и героями налаживается мгновенно. Сын доброго правителя Мон Рьен, тот юноша, которому Чхунхян отдала свое сердце, поднимает восстание против злого правителя, свергает его и руководит провинцией мудро и справедливо.
Принц Ашока («Ашока», реж. Сантош Сиван, Индия) тоже был уверен, что добро должно быть с кулаками. Но в какой-то момент, ослепнув от гнева, он перешел границу между добром и злом. Он объединил под своим началом Индию, но утопил ее в крови. Пройдя через все искушения и заблуждения, Ашока стал правоверным буддистом. По многим меркам «Ашока» – это индийское коммерческое кино, где запутанный сюжет разбавляется песнями, танцами и драками. Добавим к этому эффектный монтаж. Тем не менее, песен с танцами в «Ашоке» меньше, чем обычно, да и общая интонация фильма непривычно отрешенная. Авторов все же больше интересует не суперзрелищный аспект происходящего на экране, а духовное пробуждение героя.
С тех пор, как мир увидел «Кундун» Мартина Скорсезе, любой фильм на тибетскую тему пользуется повышенным вниманием, хотя ни один из них не может сравниться с «Кундуном» по силе и красоте образных решений. В силу определенных причин кинематографистам вместо отражения реальной жизни приходится использовать удобные для восприятия западным человеком идеологические схемы. В «Намгял» (реж. Роман Мейер и Уолти Матис, Швейцария) и «Самсаре» (реж. Пан Налин, Индия – Германия – Франция; приз за совершенство кинематографического языка) речь идет практически об одном и том же: путем ошибок и заблуждений человек так или иначе приближается к вере. Любовь – одно из самых великих искушений, cумеешь его преодолеть – очистишься. И в том, и в другом фильме много этнографического материала – обстоятельно показываются свадьбы и похороны, религиозные праздники и обряды инициации. Все это, безусловно, интересно и познавательно, но «туристического взгляда» и назидательной риторики для достижения убедительного художественного результата недостаточно.
«Золотую стрелу», Гран-при фестиваля, получила притча Али Хамраева «Бо Ба Бу» (Италия – Франция – Узбекистан). Не оспаривая решения жюри, отметим: странно наблюдать за тем, как среднеазиатские мужики первобытного вида сживают со свету своими похотливыми намерениями хрупкого ангела в исполнении героической французской женщины Ариэль Домбаль. Сей авангардистский перформанс в пустыне нарочито груб, даже безвкусен. Баланс между конкретным и абстрактным нарушается, и картина, распадаясь на ряд бьющих по нервам эпизодов, не оставляет после себя ничего, кроме глубокой печали и безысходности.
Несовершенный, несбалансированный сценарий сыграл злую шутку и над «Бунтарями», стилизованными под специфически чешский мюзикл 60-х годов. История любви в предчувствии 1968 года выглядит по сравнению с блестяще срежиссированными музыкальными номерами настолько невыразительной, что забывается сразу же после просмотра. Чешские гости, представлявшие фильм, волновались, адекватно ли воспримут зрители появление на экране советских солдат. Да, белые каски с красными звездами – это сильно, ничего не скажешь!
К сожалению, а может быть, и к счастью, приходится признать, что «идеального фильма» о любви в конкурсной программе мы так и не увидели. Седьмые «Лики», подобно здоровой кухне, оставили после себя ощущение легкого голода. Отнесемся к этому с пониманием и будем ждем на следующем кинофоруме чего-то погорячее и поплотнее.

Текст: Игорь Перунов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?