Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Тот, кто устроил каникулы Бонифацию

Добавить в закладки

…Удав из известной сказки считал свой рост в попугаях и даже слоненках. А замечательный режиссер Федор Хитрук измеряет свои фильмы домами. Пока за его окном вырастала очередная десятиэтажка – художник заканчивал свой новый 10-минутный фильм. Дом – «Топтыжка», дом – «Каникулы Бонифация», дом – «Отелло-67», дом – «Винни-Пух» и так далее.
Народный артист СССР, почетный Президент Ассоциации анимационного кино Федор Хитрук родился 1 мая 1917 года. В 1937г. впервые переступил порог киностудии «Союзмультфильм». Он был тогда самым молодым художником-аниматором. И очень--очень талантливым…

-- Федор Савельевич, без ваших мультфильмов – как и без «Крокодила Гены» Романа Качанова, «Диких лебедей» Михаила Цехановского, «Малыша и Карлсона» Бориса Степанцева – вроде бы и детство не детство. А еще, как художник-аниматор, вы сыграли двести ролей: человечков, гномиков, королев, птиц, насекомых.
-- Я сыграл и множество предметов, всякой утвари. Например, подушку. Ее я представлял в образе полной, астматической женщины с истерическими наклонностями. Сыграл Умывальника в «Мойдодыре» Иванова-Вано. В фильме Дежкина «Железные друзья» мой герой – Сломанный чайник. Этот обиженный, брошенный хозяевами чайник и вздыхал, и причитал, и «заламывал руки», хотя я мог «жестикулировать» лишь его сломанной ручкой. И еще у него чуть-чуть шевелился носик. Адски сложная, но необычайно интересная роль… Подобные роли играл не я один – такая у нас профессия.
-- Вы помните свою первую работу в качестве художника-аниматора?
-- Еще бы не помнить! Старик-дворник в «Дяде Степе» В.Сутеева (1938). На экране сцена длилась 5-6 секунд, а «мучил» я ее целый месяц. Увидев пробы, даже не сразу понял что вот он, мой Дворник, идет на своих ревматических ногах, метет улицу и охает. Стопка рисунков вдруг ожила – о, это было потрясение! Мне жаль людей, которые не испытали подобного чувства. Его можно сравнить со счастьем матери, родившей первого ребенка. Я и сегодня вспоминаю тот день с умилением. Потом, к сожалению, к этой радости привыкаешь… Кстати, «Дядю Степу» никогда не показывали, он не значится ни в каких реестрах. Лишь недавно узнал о том, что фильм сохранился – один из моих друзей нашел его в архиве. Надо посмотреть, какую крамолу отыскали в нем цензоры!
-- Говорят, что вы стали и прототипом знаменитого медвежонка Винни…
-- Нет-нет. Это про Леонова!
-- Ну, Леонов-то озвучивал…
-- И не только. Образ Винни-Пуха был найден до озвучания – такой пузатый, кривобокий, смотрит исподлобья и очень задумчиво, ведь он по утрам сочиняет стихи. Это образ сосредоточенного и одновременно рассеянного человека, находящегося в плену своих философских догм. В книжке Милна достаточно серьезно написано о мышлении детей – насколько оно мудро, просто и глубоко. Ведь Винни-Пух – это ребенок.
-- Вы москвич?
-- Родился в Твери в 1924 году. Когда мне было 7 лет, наша семья переехала в Москву. С тех пор здесь и живу.
-- Ваши родители были связаны с искусством?
-- Нет, отец – инженер-станкостроитель, хотя у него была предрасположенность к изящным наукам. Мама – домашняя хозяйка. У нее была самая тяжелая работа – она растила трех оболтусов-сыновей. Братья пошли по технической линии. Я один такой.
Так сложилась судьба, у меня, между нами говоря, нет никакого образования. Заполняя анкету, пишу: «неоконченное высшее». Даже среднюю школу не удалось окончить – в 1931 году от Наркомтяжпрома (была такая почтенная организация на площади Ногина) отца направили в Германию. Это была длительная командировка, поэтому поехали всей семьей, у меня было пять классов. В основном, жили в Штутгарте. Поступил в художественно-ремесленное училище, проучился с начала 1932г. по начало 1934г., тут истек срок работы отца. Впрочем, нам все равно пришлось бы оттуда уматывать – наступили тяжелые гитлеровские времена. В Москве продолжил обучение в художественном техникуме ОГИЗа – Объединенного государственного издательства художественной литературы. Я к тому времени уже твердо избрал профессию иллюстратора, которую просто обожал, поэтому забрал документы. Поступил в Институт повышения квалификации художников-графиков, но и его не окончил…
-- Не сожалеете, что придя на «Союзмультфильм», вы распрощались со своей первой, горячо любимой работой?
-- Нет. Предполагаю: может быть, музыкантом я бы и не стал, но неплохим дирижером, простите за нескромность, – наверняка. Меня очень привлекала музыка. Фортепиано дома не было. Нарисовал клавиатуру на длинной полосе бумаги, обозначил «До, ре, ми, фа, соль…», бемоль, диез и сам начал изучать ноты. До сих пор очень хорошо помню, как я,
9-летний, ходил по лесу и дирижировал изумительной музыкой, которую слышал. Не зная еще ни Баха, ни Вагнера. Потом, услышав увертюры к операм «Тангейзер», «Риенци», я был потрясен – Господи, да это же моя музыка! Я слышал ее в полифоническом звучании тогда, в детстве, честное слово!..
Мечтал быть писателем. Не имея ни малейшего представления об истории, начитавшись какой-то поверхностной литературы, засел за исторический роман из жизни татар: русский князь попадает к ним в плен еще мальчиком, растет там, была даже какая-то любовная линия…
А потом неожиданно для себя столкнулся с искусством, где все, о чем грезил мальчишкой, соединилось!.. Я и сейчас считаю, что художник-аниматор – самая универсальная профессия. Ведь он и художник, и скульптор, и актер, и изобретатель, и даже писатель. Не считая экранизаций, я написал сценарии к семи своим фильмам: «История одного преступления» (совместно с Михаилом Давидовичем Вольпиным), «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Человек в рамке», «Дарю тебе звезду», «Икар и мудрецы», «Олимпионики». Хотя, конечно, сам аниматор в кадре не танцует и не поет, тем не менее, он непременно должен иметь музыкальный слух, знать законы пластики, технику танца. Трудно представить себе другую профессию, где так много надо уметь!
-- А книжку, как иллюстратор, вы все же успели выпустить?
-- Даже две. Правда, небольшие. Обе сделаны в Армении. В 1940 году Атаманов начал в Ереване схемки полнометражного фильма «Волшебный ковер», пригласил к себе знакомых мультипликаторов, а они, в свою очередь, прихватили с собой меня, художника без году неделя. Но я там довольно успешно себя проявил – сделал немало сцен в этом фильме. А заодно – и две книжки: «Усатый-полосатый» Маршака на армянском языке и, кажется, «Крысолов». Одна из них сохранилась. Вторая затерялась, так я ее и не нашел.
-- Из Вашей семьи кто-то наследует Ваше дело?
-- Нет. Никто. Сын и его жена – музыканты, одна внучка играет на рояле, другая – скрипачка. По-моему, способности и интерес к анимационному искусству проявляются у моего младшего внука Николки. Пока он берет у меня кассеты – даю смотреть ему классику. И он, не без моей помощи, конечно, обладает уже достаточно хорошим вкусом, чтобы признать: «Кенди-Кенди» – мура, а вот Дисней – это класс«. Все-таки вкус надо воспитывать.
-- Наше ТВ тому подспорье?
-- Мы уже не можем бороться за то, чтобы открыть дорогу мульт-фильмам в кинотеатрах. Но и на телеэкране поле достаточно широкое. Когда-то идейным направляющим была редактура Госкино, которая либо браковала, отсылала на полку сценарии, либо давала разрешение на постановку. Сегодня заказчиком стало ТВ. Это еще хуже. Возможно, на ТВ сидят хорошие интеллигентные люди, однако их деляческое комплектование программ удручает. Допускаю, что они – хорошие бизнесмены, но вместе с тем – очень плохие воспитатели.
Между тем при демонстрации, скажем, двух отечественных мультипликационных фильмов в день репертуара хватило бы на десять лет. Ей Богу, не преувеличиваю. Как-никак за 60 лет на »Союзмультфильме" было сделано 1500 одних только детских фильмов!

Текст: Елена Константинова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?