Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Три кубометра грязи в секунду

Добавить в закладки

В Шелехове, небольшом городке Иркутской области, подвел итоги Международный Байкальский фестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа». В конкурсную программу вошло 29 фильмов, представленных из разных регионов России, Франции, Чехии, Германии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. Международное жюри возглавил известный ученый-эколог, президент российского представительства Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин.
«День Байкала»
День Байкала было решено проводить каждый год в последнее воскресенье августа. В этом году этот праздник совпал с Днем кино. 27 августа в старейшем кинотеатре Иркутска «Художественный» открылся Первый международный Байкальский фестиваль «Человек и природа», значение которого переоценить невозможно. Возможно только недооценить. Три события – День кино, открытие фестиваля и День Байкала – шли навстречу друг другу, чтобы встретившись, привлечь внимание, как принято теперь говорить, широкой общественности к пониманию жизненной необходимости сохранения природы. Привлечь внимание сильных мира сего, по словам Игоря Честина, «может только катастрофа. Достучаться до юных сердец, до тех, кому нет и пятнадцати, надеюсь, еще возможно». Вспомним. В 1966 году было закончено строительство целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. В 1970-м Сергей Герасимов снял «шумный» по тем временам фильм «У озера», открыв не только Наталью Белохвостикову и Николая Еременко, но и важнейшую эколого-публицистическую тему – сохранение природы Байкала. Прототипом главной героини фильма стала дочь известного ученого-байкаловеда профессора Кожова, который жил и работал в поселке Большие Коты, где создал уникальную научную лабораторию. Гости и участники фестиваля во время одной из творческих встреч побывали у могилы этого удивительного человека.

Взаимосвязи
В Байкальске давно нет кинотеатра, штатного киномеханика и современной кинопроекционной аппаратуры. В Байкальске должна была состояться встреча зрителей с Натальей Белохвостиковой, но она не смогла приехать из-за болезни мамы. Наша группа привезла картину «У озера» и фестивальные фильмы. А организаторы фестиваля поставили в клубе растяжной экран. И люди пришли. С цветами. С вопросами. С надеждой увидеть хорошие отечественные фильмы.
…После выхода ленты прошло тридцать лет. Давний спор не окончен. Он по-прежнему больно бьет «одним концом по барину, другим по мужику». Городок Байкальск, построенный, как и большинство поселков советского периода, под конкретный промышленный комплекс, насчитывает около 15 тыс. человек. В случае закрытия комбината они окажутся без работы. Перепрофилировать производство возможно, но дорого. Забавно, что региональную экологическую комиссию возглавит владелец трети акций Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Не правда ли, знакомая ситуация?
В мае прошлого года президент подписал указ об упразднении Госкомэкологии, Рослесхоза и о передаче их функций Министерству природных ресурсов, то есть как раз той структуре, которая природные ресурсы эксплуатирует. «…Это просто парадоксальная ситуация с точки зрения здравого смысла, – заметил в одном из интервью Игорь Честин. – Представьте, что здравоохранением занимались бы только фармацевтические концерны или пенсиями только Центробанк». Как можно достойно выйти из сложившейся ситуации? Фильм «У озера-2» снять некому. Были в конкурсной программе два телефильма о Байкале: один снят французами, другой – немцами. Авторов интересовала исключительно экзотика.

Милости от природы
Хранительница «Музея Байкала», старейший ученый-байкаловед Валентина Галкина, член жюри, во время экскурсии по музею, наглядно показала, сколь губительна деятельность человека для биосистемы озера, в котором обитают три с половиной тысячи видов живых организмов, около 800 из них – на глубине. Глубина Байкала достигает полутора километров, объем воды равен годовому сбросу воды всех рек мира. Возраст Байкала насчитывает около 25 млн лет, и формирование его еще не закончилось. 84% от всех существ Байкал составляют, так называемые, эндемики, то есть организмы, которые больше нигде в мире не встречаются. Среди них – знаменитые нерпа и омуль. В уникальную и загадочную по равновесию биосистему Байкала три трубы комбината диаметром 80 сантиметров ежесекундно сливают три кубометра грязи. Совершенных очистных сооружений, как известно, в мире нет. Отечественное оборудование устарело и износилось. Как выяснилось во время встречи с учеными-байкаловедами, сам президент Путин не был знаком с остротой байкальской проблемы. Сегодня уже стоит вопрос о разработках месторождений нефти, существующих на дне Байкала под мощной крышкой замерзшего газа. Промышленники, вооруженные техникой, готовы в очередной раз покорять природу, не ожидая от нее милостей. Этот стереотип сознания, видимо, еще долго останется главным лозунгом экономики, процессы которой глобализируются и вовсе выходят из-под контроля человека, соединяясь с природными катаклизмами. Мы в сотый раз готовы повторить трагедию «невежества всезнайки», пренебрегшего нравственными, духовными законами жизни.

Инициативы
Что собой представляет фильм на экологическую тему? Что означает термин «экология» для кинематографиста? Какой принцип лежит в формировании программ фестиваля? Такие вопросы были предложены для обсуждения участниками круглого стола «Человек и природа», прошедшего в «Музее Байкала». Современная экология изучает общие закономерности взаимоотношений природы и общества. Закономерности могут быть общие, а примеры – конкретные, частные.
В круглом столе принимали участие кинематографисты, видные ученые и специалисты края, деятели экологического движения, представители государственной власти, средств массовой информации, педагоги высшей и средней школы. Среди них директор «Музея Байкала» Владимир Фиалков, ведущий геолог края Анатолий Терещенко, эколог Татьяна Маркова («Байкальская экологическая волна»), Джейн Саттон, английский эколог, член жюри фестиваля, кинорежиссеры: Георгий Дзалаев (Таджикистан) и Дмитрий Луньков (Саратов), Том Бирченоу, английский журналист, Дмитрий Бехтерев (Иркутск) и другие. На круглом столе было принято обращение к министрам культуры и образования Председателю Союза кинематографистов России, губернатору Иркутской области. В нем, в частности, говорится о том, как «важно сегодня использовать кинематограф для наглядной и убедительной передачи научных знаний самому широкому зрителю, в первую очередь молодежи», сколь необходимо разработать «программу экологического просвещения средствами кино, которая станет основой для возрождения российского просветительского и образовательного кинематографа». Потребность в такого рода кинематографе велика. Байкальский фестиваль в очередной раз это подтвердил. Зрители хотят, но не имеют возможности смотреть отечественные фильмы на экологические темы, не могут приобрести их в видеозаписи для учебных целей. Восточно-Сибирское отделение Союза кинематографистов России, ставшее инициатором проведения Международного Байкальского фестиваля, его главным учредителем и организатором (наряду с СК России, Министерством культуры РФ, администрацией Иркутской области) имеет замечательные традиции в создании фильмов о взаимоотношениях человека и природы. Владимир Самойличенко, режиссер, драматург, педагог, много лет возглавляющий отделение Союза, в этом году выиграл грант по созданию программы экологического просвещения средствами кино. Так что инициативы фестиваля «Человек и природа», соединяясь с жизнью Восточно-Сибирского региона, страны и планеты Земля, образуют единую тенденцию экологического движения.

Экология человека
«Меня поражает как сибиряки любят свое озеро. Быть может поэтому Байкал еще сохранился, – сказал редактор фильма »Ислам Каримов. Узбекистан на пороге XXI века« Таир Юнусов. – У нас к Аральскому морю возникла запоздалая любовь. Мы жили на его берегах, пользовались его дарами и долгое время не задумывались, что всему в этом мире может придти конец. Мы потеряли Арал, потому что мало его любили». Фильм «Ислам Каримов…», является одним из пяти, созданных в рамках уникального проекта экранизации книги Президента Узбекистана, в которой глава государства формулирует принципы нового мышления и государственной политики. Речь идет об экологии мышления, восходящей к древнейшей традиции зороастризма, в которой соединяются добрая мысль, доброе слово и доброе дело, что, по мнению Ислама Каримова, может дать начало новой планетарно-экологической идеологии. Узбекский проект отразил потребность общества в национальной идее, способной объединить усилия людей по сохранению собственной культуры и жизни на Земле. Авторы многих фестивальных фильмов идут в этом же направлении.
Говорить о формировании планетарно-экологической идеологии, конечно, пока не приходится (и слава Богу!), но стремление найти опору в древних культурных традициях реально ощутимо. Фестивальные фильмы отразили три характерных направления в экологическом кино. Авторы первой группы фильмов активно обращаются к языческим истокам: «Плач белого журавля» Л.Гультяевой (приз за режиссуру начно-популярного фильма); «Метаморфозы» А. Королевой; «На другом берегу» А.Головнева. Авторы второго направления бережно хранят христианские традиции: «Ноев ковчег» Г.Дзалаева (приз за лучшую режиссерскую работу в документальном кино); «Месиво» И.Волошина; «Занесенные ветром» А.Осипова. Третья группа авторов следует традициям просветительского гуманитарного кино: «Бежью разбежалась луговина» Д.Лунькова (приз оргкомитета и жюри фестиваля за выдающийся вклад в документальное и учебное кино); «Биология. Где живут организмы» М. Дитковского; «Рассказ о »Рейнбоу уорриорс« М.Дюшака (Чехия; приз за лучший сценарий и приз имени академика Григория Галазия за мужество, проявленное во время съемок).

Лучшие
На мой взгляд, только один фильм стопроцентно отвечал научному понятию »экологический«. Он получил Гран-при. Это французская лента Жеральда Кальдерона »Аттавиль«. В ней рассказывается об отношениях муравьиных сообществ между собой и с окружающей средой. »Аттавиль« похож на фильмы ужасов и вызывает одновременно восхищение и боль. Как ни стараются авторы предупредить зрителя о том, чтобы он не »очеловечивал« насекомых, аналогии подспудно возникали, да и комментатор то и дело прибегал к сравнению муравьев с людьми: »как воин«, »жертвует собой«, »беспощадно«, »кормилец«. Столкнувшись с грандиозным по самоорганизации сообществом, у которого нет центра управления, нет намека на индивидуальное начало, есть только автоматизм функции, зритель остается в тревожном недоумении перед непостижимым явлением природы.
Методологической оппозицией фильму »Аттавиль«, на мой взгляд, служит фильм Георгия Дзалаева »Ноев ковчег«, развивающий в христианской традиции направление »экология человека«. Речь идет о далеком кишлаке в горах Памира, над которым нависла угроза потопа. Эта ситуация реальна. Начальный титр повествует о том, что в 1911 году после землетрясения высоко в горах возникло озеро Сарез. Естественная плотина пока еще удерживает воды озера. Но если плотина рухнет, лавина воды до 50 метров высотой обрушится на ущелье. Под угрозой потопа проживает 5 млн человек. Автор попытался рассказать о возможной экологической катастрофе, взглянув на нее глазами жителей отдаленного селения, куда приехали сейсмологи для того, чтобы починить установленную десять лет назад систему оповещения в случае прорыва плотины. Зритель видит, как люди живут своей привычной жизнью. Распахивают на волах клочок скудной земли. Собирают урожай. Пекут лепешки. Рожают детей. Жизнь идет своим чередом. Режиссер следует за материалом жизни, стараясь обнажить ее вечнобиблейскую суть. Кадры величественных гор, неба и небесной голубизны озера рифмуются с бытовыми зарисовками из жизни кишлака. Рядом соседствует труд и скорбь, поэзия и нежность, ирония и детский смех.
Старый таджик вспоминает легенду, которая в этих краях передается из уст в уста. Она о том, как трижды в 1911 году перед бедствием местному мулле было явлено предупреждение свыше. Посланник, явившись во сне, трижды призывал жителей кишлака принести благодарение Богу за благополучную жизнь. Но люди, занятые хозяйством, собой и детьми, не услышали зова. В третий раз старику было велено уходить из кишлака и взять с собой лишь одного сына. Они ушли в соседнее селение. Именно в ту ночь случился потоп, который смыл с лица земли весь кишлак. Старик говорит при этом: »Я здесь родился. Куда мне идти с родной земли? Я богатый человек. У меня трое сыновей, внуки. Была дочь, но заболела и умерла. Потому мы опоздали с пахотой". При этих словах старик отвернулся от камеры и ушел из кадра. Режиссер не спешит за ним вслед. Он снимал человека ровно столько, сколько тот хотел. Удивительным тактом отмечен фильм. Монтаж выстраивается не на внешних, а на внутренних связях. Приходит в кадр мальчишка с учебником по Закону Божьему из местной исламской школы. Он раскрывает книгу на том месте, где говорится о вселенском потопе. Знакомые строки о радуге завета, посланной Богом как залог спасения человека, подтверждает мощная радуга, вставшая над кишлаком из-за гор.

Текст: Татьяна Москвина-Ященко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?