В 41 год от сердечного приступа во сне умер Петр Луцик, сценарист («Дюба-дюба», «Дети чугунных богов», «Лимита», «Окраина») и режиссер («Окраина»).
Его постоянный соавтор Алексей Саморядов погиб несколько лет назад в результате нелепой случайности - перебирался с балкона на балкон сочинской гостиницы во время молодежного форума, и сорвался. Смерть друга была для Петра страшным ударом, он мучился, казнил себя и надорвал без того некрепкое сердце. Но все же нашел силы сделать фильм, в котором эстетика лучшего постсоветского тандема нашла адекватное воплощение. «Окраина» – квинтэссенция советского деревенского стиля, приправленная иронией девяностых, трагический сказ и стебательский эпос, детская страшилка, о которой взрослые дяди всерьез говорили как о призыве к русскому бунту.
Теперь они с Лешей снова вместе – в том мире, к которому всегда испытывали жгучее любопытство…
В моем архиве сохранились два интервью, из которых я взял эти фрагменты – чтобы ребята сказали сами за себя…
Петр Луцик: «Режиссировать - это как руководить дивизией на марше. Есть авангард, есть арьегард, есть обоз, все двигаются, все отвечают за свое дело. А как мы снимаем? Кто-то пил вчера, кто-то с женой повздорил, появилась актриса, которая не актриса, а просто понравилась режиссеру… В результате что-то проэкспонировалось на пленке, потом другие или те же люди в третьем состоянии что-то к чему-то приклеили, после чего критики пишут: »Авторы производят деконструкцию по Делезу«, а французы говорят: »Мы возьмем это на фестиваль, потому что убьемся, а такого не сделаем никогда!« Это в каком, говорят, состоянии должен быть человек, чтобы такое сотворить? Это особые люди!»
Алексей Саморядов: «Один мальчик любил девочку. И был он где-то классе в девятом. А она на него не обращала внимания, а потом раз - и умерла. Ее отнесли на кладбище, похоронили, дело забылось. Ну, он пришел на кладбище ночью, вырыл ее, притащил к себе в сарай, отмыл и говорит: »Вот видишь, когда ты была живая, ты смотрела на других мальчиков, а на меня не смотрела. А вот когда умерла, я один смотрю и люблю тебя«. И стал с ней жить. Стал с ней жить, и у них родилось трое детей. Она мертвая была, и дети у них были полумертвые. Они стали подрастать, выползать по ночам на улицу и нападать на мелкий скот. Он видит, что уже опасно - не то получается. Он тогда вырыл могилу, положил жену свою, зарубил детей, сверху засыпал землей и понял, что живым надо жить с живыми, а с мертвыми жить нельзя».