Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Узбекское кино: новая глава

Добавить в закладки

Дорогу этой коллекции узбекского кино, на XXII Московский международный кинофестиваль проложил "Оратор" Юсупа Разыкова. Фильм стал событием III Форума кинематографий стран СНГ и Балтии, прошедшего в рамках ММКФ-99. Он получил главный приз кинофестиваля "Киношок" и открыл перед молодым узбекским режиссером, ныне директором "Узбекфильма", весь мир.
И вот год спустя экран Центрального дома кинематографистов на два дня был отдан "Неизвестному узбекскому кино". 4 фильма спецпоказа убедили, что "Оратор" – это не случайная, шальная удача узбекского кинематографа, залетевшая к нам как диковинная птица. За ней выходят из тени неизвестности другие интересные фильмы, вновь звучат знакомые имена и в полный голос заявляют о себе новые.

Самому старшему участнику спецпоказа, Юсупу Азимову – 52. Cвою первую полнометражную картину – "Перед рассветом" – он смог снять лишь в 1994-м, и на сегодняшний день это его единственный художественный фильм. На "Узбекфильме" сценарий упорно отвергали лет 15, постановку "Перед рассветом" ему удалось осуществить лишь тогда, когда он с братьями создал собственную киностудию. Потом еще несколько лет вынужденного простоя, и только теперь, "вынырнув", как говорит сам режиссер, на ММКФ, он надеется, что в его судьбе что-то сдвинется.
"Перед рассветом" – неторопливая социальная драма, в самой растянутости которой есть смысл: перед нами не рваные кусочки реальности, холодно подсмотренные случайным прохожим, а словно проживаемая изнутри жизнь дехканина Искандера (Пулат Саидкасымов), снятая так, как течет она из поколения в поколение. Недаром герои (большая семья, занятая выращиванием тутового шелкопряда) все время ходят "караваном", друг за другом, след в след. Так испокон веков принято на Востоке: подчиняться старшему, следовать за ним, набираясь жизненного опыта и мудрости, чтобы затем самому возглавить свой "караван". Это фильм с "характером", по-мужски сдержанным и немногословным. Ничто не может нарушить его ритма, исполненной большого внутреннего достоинства интонации даже тогда, когда на экране – трагедия: изнасилование, попытка самосожжения, убийственная вражда.
В двух других фильмах узбекской коллекции XXII ММКФ – "Я хочу!" Зульфикара Мусакова и "Феллини" Назима Аббасова – мы увидели актера Бахтиера Закирова. Сын легендарного певца 60-х Батыра Закирова, сегодня он один из ведущих актеров Узбекистана, получивший известность еще в советские времена главной ролью в "Юности гения" Эльера Ишмухамедова. В фильмах спецпоказа он появляется то в роли талантливого актера, репетирующего Гамлета ("Я хочу!"), то режиссера, среди киношных дрязг и суеты сохранившего "души прекрасные порывы". Если вспомнить, что и в конкурсной картине кинофестиваля "Женское царство" Юсупа Разыкова он сыграл писателя со сложным внутренним миром, то невольно хочется сделать вывод: сегодня именно Бахтиер Закиров воплощает на узбекском экране нового героя – нервного, импульсивного, рефлексирующего интеллигента.
Главную роль в лукавой и незатейливой на первый взгляд комедии-притче "Я хочу!" (1997) сыграл другой известный актер – Рустам Сагдуллаев ("Нежность", "Влюбленные", "В бой идут одни старики", "Какие наши годы!"), как всегда обаятельный и простодушный в образе человека, неожиданно обнаружившего в себе задатки волшебника, чья волшебная палочка – это его желания, сформулированные в словах: "Я хочу!". Впитавшая в себя озорство итальянской комедии "Друзья мои" и наивность детской сказки "Цветик-семицветик", эта то бытовая, то фантастическая лента подкупает своим оптимистическим посылом, увлекательным сюжетом, насыщенным национальным колоритом (чего стоит одна только сцена в чайхане, где старые друзья, бывшие одноклассники, готовят плов!). Именно эти ее качества в первую очередь оценили японцы, дав Зульфикару Мусакову на фестивале "Эн-Эйч-Кей" приз "За самый добрый фильм".
"Феллини" (1999) Назима Аббасова рассказывает о киномеханике, одержимом кино. Даже свою дочь он назвал именем любимой актрисы Джульетты Мазины. Вот и прозвали скромного каракалпака "Феллини". Всю жизнь он монтирует собственный фильм из обрывков старых кинолент, поразивших его воображение. Вслед за своим героем сам режиссер признается в любви Феллини и Куросаве, Форману и Чаплину. И как символ неумирающей магии и власти кинематографа в финале картины взмывает вверх над бредом и разбродом сиюминутной жизни, ее пожарищами и пепелищами, корабль, отсылая все к тому же Феллини – уже без кавычек, – к фильму "И корабль плывет…".
"Последнее путешествие Каипа" Фарида Давлетшина снято в 1990 году, но лишь теперь его смогли увидеть зрители, правда, только в Москве. В свое время фильм сразу же угодил на "полку". Среди причин можно назвать и имя автора сценария Тимура Пулатова, ставшего "неугодным" властям и переехавшего в Москву; больную тему Аральского моря, исчезнувшего с лица земли. Поэтическая притча Фарида Давлетшина погружает нас в мир героя, в конце жизни совершающего путешествие назад, в собственные детство и юность. Теперь, когда между жизнью и смертью Каипа остается только последний долг – необходимость вернуться на родной берег, он будет стремиться припасть к родной земле, где родился, вырос и полюбил прекрасную девушку Айшу (Дилором Камбарова) раз и навсегда. Хрупкий мир драгоценных воспоминаний и жесткие каркасы реальности существуют на экране одновременно, сливаясь как волны Аральского моря, накатывающие на песок. И здесь, в этом победившем море песке, как в вечности, остается все – и люди, и рыбы, и птицы…
Все четыре фильма узбекской коллекции, вдумчиво отобранные кураторами спецпоказа Еленой Стишовой и Константином Щербаковым, при всей несхожести творческих индивидуальностей их создателей, объединяет нечто очень важное. Это любовь к своим героям и своей земле – без придыханий, но и не отравленная горечью или цинизмом. В этих фильмах есть открытость и доверие к зрителю. Не шифруя свои послания ложно многозначительными символами, узбекские режиссеры нового поколения счастливо сохраняют баланс между зрительским и авторским кино. И вот итог: коллекцию молодого узбекского кино оценили и обычные зрители, и коллеги, и критики. "Парад узбекской кинематографии" предложили организовать у себя на родине представители Украины и Венгрии. "Перед рассветом" получил приглашения участвовать сразу в нескольких международных кинофестивалях, в том числе Берлинском и Роттердамском. Продюсеры начали переговоры с Фаридом Давлетшиным, заинтересовавшись его проектом фильма о беженцах. К картинам Зульфикара Мусакова проявил интерес Фонд Ролана Быкова.
Думается, это только начало.

Текст: Галина Лебникова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?