Судя по "Выбору капитана Корелли", право на окончательный монтаж фильма должно принадлежать даже не продюсеру, а прокатной фирме той страны, где его показывают. Ментальности в странах разные, запас терпения и чувство ритма...
Екатерина Тарханова
Автор film.ru с 2000 г.
626 публикаций
Судя по "Выбору капитана Корелли", право на окончательный монтаж фильма должно принадлежать даже не продюсеру, а прокатной фирме той страны, где его показывают. Ментальности в странах разные, запас терпения и чувство ритма.
Вроде бы все хорошо на экране: фильм пафосный, видно, что деньги вложены, в главных ролях Николас Кейдж и Пенелопа Круз, роман-первоисточник Луиса де Берньереса несколько лет был бестселлером, да и сам режиссер Джон Мэдден – не последний в Америке, неплохо себя зарекомендовавший "Миссис Браун" и "Влюбленным Шекспиром". Однако смотреть то, что он натворил на волне вседозволенности после "Оскара" – никакого снотворного не надо.
Ну, Греция, в общем. В 1940 году на острове Кефаллония живут-поживают старый доктор и его дочка, обрученная с другом детства. Деревенские празднества с милыми подробностями, воплощенное целомудрие жениха и невесты. Жених идет на войну греков с итальянцами, невеста пишет ему письма, греки побеждают, но итальянцы их все равно оккупируют, потому что поддерживают непобедимого Гитлера. На постое в докторском доме оказывается оккупант-итальянец, капитан Корелли, гораздо больше склонный к опере, чем к войне. Опера ему поможет. Долго, но неотвратимо невеста влюбляется в оккупанта. Тем временем жених уходит в партизаны. Но пока еще все живут-поживают спокойно, без стрельбы. Привыкают друг к другу. Только если вы думаете, что здесь мы приближаемся хотя бы к середине, вас придется разочаровать. Это было еще вступление, а в первый раз поцелуются невеста с капитаном дай бог через час после начала фильма.
Конечно, для любознательных здесь есть чем поживиться. С кем там Кефаллония воевала и чем это дело кончилось, мы понятия не имеем. Ценных этнографических деталей опять же полный набор. Землетрясение широкомасштабное, кое-что даже по психологии интересно – когда немцы высаживаются с десантом, по нескольким взглядам и обрывкам фраз ясно, как день, что такое коварство и вероломство. У Николаса Кейджа в военной форме проглянула идеально стройная фигура. У Пенелопы Круз красивая голая грудь. Но полотно все равно вышло не эпическим, а очень-очень поверхностным.
Видимо, первоисточник, написанный словами, был длинным, помимо всего прочего, от подробности чувств. Видимо, де Берньерес все покрывал любовью – весь эпос и весь остров. Чувствуется, что когда они все там ходят и разговаривают, между ними могло бы происходить что-то напряженное, стихийное, роковое. Увы, Мэдден перевоплотил слова одним-единственным способом – выражением многозначительности на лицах. Но кино – это все же не только лица, которые смотрят и молчат. Это еще фон, свет, цвет и много-много кадриков. А тут режиссер удовлетворился планомерной и методичной реалистической иллюстрацией, при том что с визуальными эффектами, способными поразить воображение при своей реализации, в первоисточнике негусто. Лютики-цветочки, бомбежки-перестрелки. Вероломное умерщвление протагониста. Мучительно долгое воссоединение лиц. Закат.
Неразрешенным даже на закате остается сакраментальный вопрос, стоит ли хорошая фигура Николаса Кейджа двух часов жизни, истраченных на классическое занудство.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.