Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Вас ждет "Российский киносеанс"

Добавить в закладки

Вот уже год Гильдия режиссеров СК России проводит в ряде больших российских городов акцию по возвращению зрителей в кинотеатры. Уже заметны результаты: люди потянулись в кино. С чего все это началось? На наши вопросы отвечают директор Гильдии кинорежиссеров Игорь Степанов и директор кинопрограмм «Российского киносеанса» Ирада Исмайлова.
Ирада Исмайлова: Отчасти все началось с проведения в «глубинке» нашего кинофестиваля «Сталкер». В дни его проведения мы показывали в регионах фильмы, созданные не в последнее время, а стремились вернуть зрителей в 90-е годы. И режиссеры ощутили интерес зрителей к своим картинам, которые были, по сути, не востребованы прокатом. Вдохновленные начинанием, режиссеры стали приходить в гильдию, и возникала масса стихийных проектов. Опорой в данном случае могли стать киноклубы городов России, которые тоже были не востребованы в последние годы. Стали практиковать встречи режиссеров со зрителями, поднимая старые картины. Оказалось, люди с удовольствием смотрят их. Мы убедились, как серьезно отнеслись к этому и как сердечно, заинтересованно принимали люди на местах Марлена Хуциева, Андрея Смирнова, Вадима Абдрашитова, Александра Прошкина, Валерия Ахадова, Ларису Садилову. Эти встречи переросли рамки простого рассказа о картине. Родилась следующая идея – систематизировать эти просмотры. Нельзя ли таким образом показывать и фильмы 60-70-х годов, зарубежную и отечественную классику, повести серьезный разговор о кино? Ведь за годы развала проката выросло поколение, которому вообще мало что известно о кинематографе! Эту идею предложила Вера Цветаева из Владимира, где действовал очень сильный киноклуб. Она-то и обратилась в гильдию: вот вы проведете фестиваль и уедете, оставив нас, а ведь надо бы поддержать возникший интерес зрителей к кино.
Родилось название акции – «Российский киносеанс». Дабы не конкурировать с Федерацией киноклубов, которая работает в том же направлении, мы решили раз в месяц по абонементам устраивать в ряде городов показы фильмов, встречи с режиссерами, критиками, киноведами. Это позволяет собрать людей вокруг киноклубов, которые возрождаются или нарождаются сегодня, вернуть зрителей в кинозалы.
Одно из самых горестных впечатлений во время наших поездок по стране – заколоченные кинотеатры, как, например, в Брянске. Народ забыл о кино. Нам говорили: «Зачем куда-то идти? Да я дома по телевизору посмотрю…». И мы должны были убеждать, рассказывать, пропагандировать.
СКН: Прежде этим занималось Бюро пропаганды советского киноискусства, акции которого пользовались большой популярностью в стране.
И.С.: Мы и пытаемся отчасти взять на себя его функции. Разумеется, не буквально все повторяя, но подхватив идею пропаганды. Словом, сегодня с нами работают 18 российских городов: Великий Новгород, Волгоград, Пенза, Нижний Новгород, Тула, Калуга, Рязань, Курск, Ростов-на-Дону и другие. Там есть болъшие кинотеатры. Попробовали в Ярославле – не получилось.
И.И.: Хотя там когда-то был большой киноклуб.
И.С.: Вместо него появилось несколько, один из них показывает видеофильмы на коммерческой основе. Мы же категорически не принимаем показа видеопродукции. В рамках нашей акции – только картины, снятые на кинопленке.
СКН: Вы сразу добились внимания зрителей?
И.С.: Нет, конечно, все давалось нелегко. Кинотеатры нам ничего не предоставляли бесплатно. К счастью, мы получили грант Московского представительства Фонда Форда, который занимается поддержкой инициатив в области журналистики и культуры. Их заинтересовал наш проект, мы получили поддержку, и это помогло на первом этапе возрождению киноклубов. Прошел год. Мы можем констатировать,что вокруг киноклубов в охваченных нами городах уже собрано 300-400 человек, заново привыкающих ходить в кино и смотреть серьезные фильмы.
СКН: Они платят за билеты?
И.С.: Нет, все проводится бесплатно. Мы понимаем, что поначалу надо залучить народ в кинозалы, не требуя с него платы. А когда появится стабильное количество зрителей, можно переходить к платным формам, возродить членство в клубах и постепенно переводить их на хозрасчетную основу.Очень важно, что мы не переходим дорогу Федерации киноклубов.
И.И.: У нас принципиально иные киноклубы. Вспомните, в советские времена киноклуб представлял собой некое объединение элитарного характера, ориентированное на сугубо авторский отечественный и зарубежный кинематoграф. А наш киноклуб – это повод собрать людей, поговорить с ними о кинематографе, литературе, музыке, изобразительном искусстве. Есть еще очень существенный аспект этой деятельности. Прежние поколения зрителей вырастали на отечественных картинах, любовь к ним была как бы генетически заложена в природе нашей публики. Сейчас в жизнь приходит новая генерация, для которой родное кино – некая «табула раса». Оно просто о нем не знает. Не знает ни его славного прошлого, ни того, что делается сегодня. Абсолютно не ориентируется в именах российских режиссеров, драматургов, актеров – кроме тех, кто примелькался в телесериалах.
И.С.: Поэтому одна из наших глобальных задач – показать новым зрителям отечественную классику. Создать программы, в которых перед ними прошла бы история отечественного кино. Она может быть рассказана в разных жанрах: портретном, тематическом, хронологическом. При этом обратить особое внимание на 90-е годы, на картины, которые вообще не шли на большом экране.
У нас есть клубы, которые ориентируются на определенную тему. Например, рязанцы выбрали для себя классический мировой кинематограф по принципу: великие фильмы от «А» до «Я». В этой программе представлены, допустим, «Кабинет доктора Калигари», картины Бергмана, великих итальянских режиссеров, ленты Вима Вендерса. А киноклубы в Великом Новгороде, Смоленске, Нижнем Новгороде занимаются, в частности, неизвестными современными картинами.
И.И.: Мы стремимся показать и лучшие фильмы, снятые в Советском Союзе в 60-е и 70-е годы. В Волгограде, например, с большим успехом в рамках «Российского киносеанса» было показано «Чистое небо» Григория Чухрая. Отрадно, что лента, снятая в 1961 году, не просто собрала в кинозале молодежь, эта молодежь очень эмоционально, с живым интересом отнеслась к истории героев, к их, казалось бы, такой несовременно прекрасной любви…
И.С.: В этом уже присутствует не только момент пропаганды, но и воспитания молодого человека, который до того наблюдал, в основном, потасовки копов и гангстеров в американских лентах.
Думаю, пробуждение интереса к репертуару киноклубов может отчасти восполнить пробелы проката. Дело ведь дошло до того, что некоторые режиссеры, сняв сегодня фильм, говорят: «А мне прокат и не нужен. Все равно некому показывать». В их словах есть горькая доля правды – прокатчики не хотят покупать российские картины, ссылаясь на то, что на них нет вроде бы спроса. А это далеко не так.
СКН: А как конкретно вы оппонируете нашему прокату?
И.С.: Выяснилось, что оппонентами могут выступить сами авторы фильмов, те режиссеры, которые берут свою картину и отважно едут с ней по городам России. Так поступает Сергей Микаэлян. Он сам показывает свой фильм «Звездочка моя ненаглядная» и имеет в результате большой зрительский успех. После просмотра и встреч с Микаэляном люди спрашивали: «Где такое кино еще? Почему мы его не видим?»
Опыт, который мы обрели за год работы, подсказал нам еще одну форму общения со зрителями. Мы начали проводить на местах небольшие тематические фестивали. Так, владимирский киноклуб провел фестиваль антифашистских картин с приглашением известных режиссеров. Успех был безусловный.
СКН: Кто предоставляет вам копии?
И.И.: Мы работаем и на материале местных фондов, и, главным образом, на том, который нам предоставляют Госфильмофонд и компания «Архифильм».
СКН: Находите ли вы поддержку у властей на местах?
И.С.: Начинать было нелегко. В Курске, например, бывший губернатор Руцкой вычеркнул из областного бюджета строку о поддержке кинематографа. А когда мы провели там фестиваль, куряне воскликнули: «Оказывается, у нас есть аудитория, с которой можно работать!» На базе имеющихся у них картин мы тут же составили кинопрограмму.
В этом году мы решили создать Ассоциацию киноклубов России, чтобы по цепочке передавать наши программы, обмениваться ими. Сейчас планируем собрать в Рязани все наши 18 киноклубов и скоординировать действия. Надеемся возродить еще одну традицию Бюро пропаганды киноискусства вместе с Союзом кинематографистов России – поездки кинокритиков с картинами на места. Не всякий режиссер соглашается ехать в провинцию. Думаю, что умный, серьезный, доброжелательный критик может выполнить эту миссию.
И.И.: В таких встречах кинематографисты как бы заново ощущают себя востребованными. Показывая свою картину, ощущая к ней интерес зрителей, художник получает хороший заряд энергии. К тому же порой на месте может увидеть натуру, которая пригодится ему в новой работе, а то и найти спонсора…
И.С.: Мы убедились, что постепенно можно вернуть людей в кинозалы. Уезжая из городов, где мы проводили фестивали или отдельные показы, мы хотим прежде всего не терять образовавшуюся связь со зрителем и держать эту связь не на уровне чиновников. К счастью, всюду образуются инициативные группы. Люди помогают нам с энтузиазмом и не хуже, чем если бы мы обратились в государственные структуры. Это еще раз убеждает: люди в кино придут.

Текст: Вера Чоглокова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?