С 13 по 16 декабря в Москве во второй раз проходил фестиваль «Французское кино сегодня», который открылся в кинотеатре «Пушкинский» костюмным триллером режиссера Питофа «Видок» и продолжился в Большом зале Центрального Дома литераторов.
Фестиваль, вернее – премьерный показ французских картин, приобретенных нашими прокатчиками, был организован посольством Франции в Москве и крупнейшей французской компанией «Унифранс», которая привезла в российскую столицу мощную делегацию актеров и режиссеров. Главной целью этого киносмотра «Унифранс» считает помощь российским дистрибьюторам в деле продвижения французских лент на наш рынок. Девять лент программы – «Видок», «15 августа» Патрика Алессандрена, «Палата для офицеров» Франсуа Дюперона, «Роберто Зукко» Седрика Кана, «Распутницы» Габриэля Агиона, «Клуб» Клода Зиди, «Детская игра» Лорана Тюэля, «Без удержу» Дамьена Одуля и «Приключения трупа» Жан-Жака Бенекса – являют собой весьма репрезентативную картину сегодняшнего состояния дел в крупнейшей европейской кинодержаве, стойко противостоящей Голливуду.
Здесь и старый добрый Клод Зиди, прелестные комедии которого с участием Луи Де Фюнеса («Крылышко или ножка») или Пьера Ришара («Горчица бьет в нос») и многие другие развлекали не одно поколение советских зрителей. В его «Клубе» шестеро приятелей, открывающих дискотеку, чтобы повеселиться самим и дать возможность отдохнуть и погулять другим, тоже не дадут вам соскучиться.
Здесь и ветеран «новой новой волны» Жан-Жак Бенекс, прославившийся в 1981 году своей «Дивой» (ставшей культовой лентой) и отлученный от профессии на несколько лет после того, как у него на съемках фильма «Остров толстокожих» в 1992 году простудился и умер Ив Монтан. Его черная комедия «Приключения трупа» иронична и изысканна.
Здесь и новое поколение французских режиссеров. «Детская игра» Лорана Тюэля с мистикой, дьявольщинкой и невнятицей про мальчика-зомби и девочку-резидента является неважной копией десятков виденных и перевиденных на экране семейных страшилок. Так что по сравнению с «Забавными играми» Ханеке эти игры – и впрямь «детские». «Без удержу» Дамьена Одуля (спецприз жюри в венецианском конкурсе «Сегодняшнее кино»), напротив, демонстрирует безудержную тягу молодого автора к исследованию необычных ситуаций и оригинальных характеров.
Слухи о «Видоке», снятом целиком и полностью на цифровой камере режиссером по фамилии Питоф, ранее известным по постановке спецэффектов в фильмах Бертрана Тавернье, Люка Бессона, Матье Кассовица и других, дошли до нас раньше фильма. Триллер о таинственных злодействах, чинившихся в Париже накануне революции 1830 года, оказался зрелищем довольно впечатляющим и местами кинематографически изысканным – особенно там, где Париж предстает в облике фантастически-зловещего города с пустынными улицами, хранящими страшные тайны – в духе сериалов пионера французского кино Луи Фейада, но в общем, как любая компьютерная игра – вещью пустоватой, монотонной и наивной, несмотря на мелькание в ней Жерара Депардье в роли Видока, вначале каторжника, а потом – знаменитого детектива, существовавшего в реальности.