Почему-то трудно даются нашим издателям книги о замечательных актерах, ушедших из жизни внезапно, в расцвете творческих сил. Мемуаров, дневников они оставили мало – то ли не успели написать, то ли не хотели… Поэтому главным критерием в оценке актера, тем более такого большого, как Евгений Леонов, для нас по-прежнему остается его творчество.
В новой книге издательства «Центрполиграф» «Евгений Леонов» критик и давний друг актера Нинель Исмаилова поместила солидный очерк о жизни и работе Евгения Павловича, но, увы, он практически ничего не добавил к тому, что мы о нем знаем. Что ж, тяжелое это дело – писать очерки о великих актерах…
В результате на первый план вышли материалы мемуарного характера – письма Леонова к сыну Андрею, в которых мы узнаем живую, теплую речь любимого актера, удивляемся емкости и глубине его высказываний («Актер, как девица на выданье, ждет своего часа, своего принца, режиссера своего»), воспоминания о Михаиле Швейцере, Марке Захарове, Михаиле Яншине… Вот поистине драгоценные страницы!
А чего стоят добрые, горькие, откровенные строки Григория Горина, Марка Захарова, Льва Анохина о Леонове! Очень, кстати, полезны разделы книги «Краткая хроника жизни и творчества Е.П.Леонова» и «Основная библиография» – подобное в книгах об отечественных актерах встречается крайне редко. А статьи и интервью с Леоновым делают несколько важных штрихов к его портрету. Но главное, повторюсь, что сохранилось после смерти актера – роли в кино. Трагические – «Донская повесть», трагикомические – «Старший сын», «Слезы капали» и, конечно, комические – «Джентльмены удачи», «Полосатый рейс» и многие другие. Так что лучше всего пересмотреть его фильмы, пусть даже и не все, и постараться заглянуть в его чуть грустные и в то же время необыкновенно веселые глаза, и удивиться неповторимому таланту, который Леонов, в отличие от многих сегодняшних актеров, никогда не расходовал зря. Вот чем заканчивается одно из писем Леонова к сыну: «Через мою жизнь, как и через жизнь каждого человека, прошло столько лиц, людей… Но ведь каждый человек, если заглянуть ему в глаза – это целый мир. Будь восприимчив к этим мирам. Здесь начало искусства».