Первые рецензии на документальный автобиографический роман Александра Стефановича «Я хочу твою девушку», написанный им в соавторстве с Эдуардом Тополем, были полны восклицаний: «Этого не может быть!» Критики не верили, что в наше время можно прожить такую жизнь, полную невероятных приключений. Высказывалось даже мнение, что такого героя, как кинорежиссер Стефанович, (а в романе он фигурирует под собственным именем), вовсе не существует. Но это только подстегнуло интерес к роману и в России, и за рубежом. Издательство «ACT» выпустило книгу невиданным тиражом, нью-йоркская газета «Новое русское слово» перепечатала ее целиком (!), сейчас готовится экранизация. В чем же секрет этого успеха?
Роман построен на «производственном» кинематографическом сюжете. В поисках историй для будущего киносериала герой романа кинорежиссер Александр Стефанович рассказывает писателю Эдуарду Тополю историю своей жизни, и перед читателем возникают знакомые фигуры тех, с кем свела его судьба. А это яркие персонажи: Лев Кулешов, Иосиф Бродский, Ленни Рифеншталь, Владимир Высоцкий, Елена Сергеевна Булгакова, Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Сергей Соловьев, Леонид Оболенский, Сергей Михалков, «авторитет» Алик Тайванчик и многие другие. Всем им посвящены захватывающие новеллы. Некоторые герои мне хорошо знакомы по работе в творческом объединении «Лентелефильм», и я могу подтвердить абсолютную достоверность портрета героини новеллы «Антисемитка» или потрясающего рассказа «Запах хозяина» – это о нашем кинооператоре Георгии Коновалове.
Кстати, свои первые документальные картины Александр Стефанович снимал в объединении «Лентелефильм». Это «Все мои сыновья» – картина удостоена Главного приза Всесоюзного Фестиваля телефильмов (1969 г.); «Один час с Козинцевым», «Волшебство» (Ирина Колпакова) и другие.
Еще тогда я видела в его руках маленькие записные книжки, в которые он заносил свои наблюдения, занимательные сюжеты. Эти истории и стали основой 75-ти новелл. Книга, а это два толстых тома, почти тысяча страниц текста, читается на одном дыхании. И вот что интересно: за авантюрной формой перед нами предстает редкий в нашей литературе пример философского романа. Его главные герои – режиссер и писатель – спорят о жизни и смерти, о любви, о роли художника в современном мире, о смысле жизни. Философия Стефановича – это гедонизм – учение, которое целью жизни и ее высшим благом признает наслаждение. Отсюда нескрываемая любовь автора к жизнелюбивому французскому национальному характеру. Этой стране и ее столице Парижу посвящены увлекательные главы романа. География книги широка – это места, где приходилось жить или работать ее герою: Швеция, Финляндия, Великобритания, Испания. А по соседству с этими экзотическими фонами действие многих новелл развивается в общежитии ВГИКа, в коридорах телекомпаний, павильонах «Мосфильма» и даже в ресторане Дома кино. Это по-настоящему кинематографический роман. Читаешь его и видишь портреты наших коллег, созданных ярко, узнаваемо и доброжелательно. В этом несомненная за-слуга авторов.
Ту же традицию продолжает и новая книга Александра Стефановича «День божоле». Среди ее героев – снова узнаваемые персонажи: режиссер Григорий Козинцев, актер Виктор Авдюшко, монтажер Эсфирь Тобак и другие известные имена. Словно подтверждая свою оптимистическую философию собственной жизнью, автор не сидит без дела. Он только что закончил (совместно с Э.Тополем) сценарий телесериала «Свободный полет одинокой блондинки», снял полнометражную игровую ленту «Осенний блюз» и работает над новым романом «Париж ночью». Согласитесь, это немало в наше время, когда со всех сторон только и слышишь нытьё, разговоры о трудностях и проблемах.
Когда-то Елена Сергеевна Булгакова – легендарная Маргарита из бессмертного романа – подарила ему свою книгу с надписью: «Милый Саша! Я уверена, что Вы сделаете свою жизнь очень занимательной». Прочтите книги Александра Стефановича, и вы поймете, сбылось ли это пророчество.