Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Фестивали

Берлинале-2004: Головой об стенку, или Великое переселение народов

Берлинские мишки опять разбрелись кто куда

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Головой об стену"

54-й Берлинский кинофестиваль закончился конфузом – столь для всех очевидным, что на объявленную пресс-конференцию члены жюри не рискнули явиться. Пришли какие-то невнятные люди, наскоро прочитали, путаясь в языках, вердикты и, не дослушав свистки ошеломленных журналистов, ретировались.


Турок в Германии

Конфуз состоял в полной неожиданности главного итога Берлинале. «Золотого медведя» удостоен фильм немецкого режиссера Фатиха Акина «Головой о стену» /Gegen die Wand/. Сын турецких эмигрантов, рожденный в Гамбурге, Акин разрабатывает проблемы переселенцев, которым приходится менять и образ жизни и привычный культурный фон. Процесс драматичный: оба героя картины Кахит и Сибель пытаются покончить с собой. 40-летний Кахит не может вписаться в новую реальность, накачивает себя пивом и опустился. 20-летнюю Сибель тиранят родители-мусульмане, требуют от девушки жить по законам корана и не поддаваться западной грешной жизни. Обоих самоубийц откачали, и Сибель предлагает Кахиту фиктивный брак – для нее это единственный способ стать независимой от предков. Теперь эти двое живут вместе без любви, но в грехе, нарушая все национальные традиции. Кончится это плохо: Кахит приревнует любовницу к одному из ее любовников и убьет парня.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Головой об стену"

Фильм темный, давящий на психику, с неаппетитными постельными сценами и сугубо восточной свирепостью. Его уж точно никто не прочил на пьедестал почета. По художественным доблестям он уступает многим лентам не слишком сильного конкурса. А вот с точки зрения актуальности темы… Турков в Германии 2 миллиона. Эмигранты-мусульмане составляют уже столь значительную часть населения многих германских городов, что меньшинством начинают ощущать себя носители немецкой культуры и традиций. Не случайно и второй немецкий фильм конкурса – «Ночные песни» – снят Ромуальдом Кармакаром, у которого отец – иранец, а мать – француженка. Ясно, что жюри решило дать свой ответ немецким националистам, которые на «чужаков» реагируют все более остро, требуют навести порядок в иммиграционных законах, отправить домой гастарбайтеров и уличных нищенок с их замурзанными детьми.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Головой об стену"

Есть еще более реалистичное, хотя и грубое соображение: придя на пост директора Берлинале три года назад, Дитер Косслик пообещал сделать фестиваль инструментом возрождения немецкого кино. В прошлом году он почти треть конкурса отдал лентам местного производства, но это не помогло: приза, да и то не главного, был удостоен только фильм Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!», действительно замечательный и претендующий на «Оскара». С той поры ничего равного ему в Германии не создано; понимая это, Косслик теперь подобрал самое мирное из всех жюри мира – дамское. И оно оказалось, по-видимому, податливым. Долгожданная цель достигнута: хоть и головой об стенку, а «Золото» осталось в Германии. В седьмой раз за 54-летнюю историю фестиваля.


Еврей в Аргентине

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Прерванное объятие"

Гран-при жюри – второй по весу «Серебряный медведь» – присужден картине режиссера из Аргентины Даниэля Бурмана «Прерванное объятье», и тоже о судьбе эмигрантов, оторванных от своих корней. Это добротная драма о метаниях аргентинского парня, еврейские дед и бабка которого бежали из Польши, спасаясь от Холокоста, а отец уехал в Израиль, бросив еще не родившегося сына. Тоскующий в аргентинской провинции Ариэль пытается вернуть себе польское гражданство и заодно разгадать трагические тайны семейной истории. Играющий Ариэля молодой уругвайский актер Даниэль Хендлер получил персонального «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Прерванное объятие"

Приз за лучшую режиссуру ушел Ким Ки-Дуку, что, может, в принципе и справедливо, но невпопад: именно теперь скандальный кореец показал, по общему мнению, свой худший фильм, торопливый и неубедительный – «Самаритянка». «Медведя» за лучшую женскую роль жюри поделило между Каталиной Сандино Морено («Мария милосердная», США-Колумбия) и Шарлиз Терон («Монстр», США). И, наконец, приз за выдающийся творческий вклад получил шведский фильм Бьерна Рунге «Сумерки».


Одесситы в Греции

Жюри как бы не заметило присутствия в конкурсе фильма Тео Ангелопулоса «Трилогия: Плачущий луг» об одиссее одесских греков. Он заторможен и бесконечен, громоздок и тяжел для восприятия, но несомненно отмечен печатью большого искусства – того самого, в чем фестиваль ощущал дефицит. Эта близорукость тоже наверняка будет иметь свои последствия: Ангелопулос – один из последних крупных мастеров кино, кто еще согласился дать в Берлин свою картину.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Трилогия: Плачущий луг"

Слишком явное политиканство всегда больно бьет по репутации фестивалей, а реноме Берлинале при Косслике уже и так пострадало от вошедших в легенды здешних вердиктов. Напомню, что два года назад лучшей картиной конкурса оказалась японская мультипликация «Унесенные призраками». Лента вполне пристойная, но анимации состязаться с игровым кино – что на бегах таракану с рысаком: звери разной природы Тогда же при богатом выборе ярких актрис жюри присудило приз за лучшую женскую роль «актерскому ансамблю» в фильме «8 женщин», хотя в картине Франсуа Озона было все, кроме ансамбля, – играли кто в лес, кто по дрова. В прошлом году жюри также приняло нестандартное решение сообразить «Серебряного медведя» на троих, поделив его между Николь Кидман, Джулианной Мур и Мерил Стрип («Часы»).

Таких компромиссов в новейшей истории Берлинале хоть отбавляй. И очередной казус журналисты встретили уже со скукой во взоре – вяло посвистели и разошлись сообщать редакциям печальную новость о том, что политика снова взяла верх над искусством.


Русский в трансе и украинка в Брюсселе

Днем раньше на берлинском «Темподроме» под восторженный визг победителей прошло вручение медвежат «Тедди» – призов секс-меньшевистского жюри. Нас чаша сия миновала: российский фильм «Я тебя люблю» о русско-калмыцкой пылкой дружбе в дамки не вышел, а предпочтение отдано франко-бельгийской картине «Дикая сторона» об уже несвежей проститутке-транссексуалке Сильве. Но без русских не обошлось: по сюжету, наш Миша, воевавший в Чечне и дезертировавший за кордон, кладет глаз на Сильву, а та, или, возможно, тот живет с североафриканцем. Вместе с пухлым медвежонком картине отвалили еще и 3 тысячи евро.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Зимняя жара"

Большой же Берлинский фестиваль закрылся бельгийско-франко-испанской комедией «Зимняя жара» режиссера-дебютанта Стефана Вуйе. Здесь в восхитительно суматошном ритме живут 39-летний Мигель (Жак Гамблен) с маленькой дочкой и молодящейся мамой, которую темпераментно играет Кармен Маура. В эту добродушно абсурдную испано-брюссельскую жизнь с хотой и матадорами тараном вклинивается украинская беженка Соня – одна из лучших ролей Ингеборги Дапкунайте. Соня приехала в Брюссель искать пропавшего мужа, и вот уже все семейство Мигеля втянуто в эту трагикомическую авантюру, похожую на латиноамериканскую мыльную оперу. Фильм очарователен – с блестяще написанным сценарием, ироничной режиссурой и отличными актерами. Его юмор рождается как бы из ничего – из случайного жеста, перестрелки испепеляющими взглядами, точно увиденной детали, даже из ракурса кинокамеры. Отточенного, умного мастерства в нем больше, чем в полном собрании сочинений лауреата Ким Ки-Дука. Это вавилонское столпотворение, это великое переселение народов звучит сразу на четырех языках – французском, испанском, русском и голландском. И это первый случай за десять дней, когда публика испытала удовольствие – состояние, для фестивального зала почти запретное и даже постыдное.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Зимняя жара"

Первый же знакомый критик, раскрасневшись от давно забытого смеха, поделился изумлением оттого, что на фестиваль впустили такой нефестивальный фильм. Жюри, судя по всему, с ним согласно.

 64

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть