Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

Фестивали

Будем пить и веселиться

Практически все фильмы Четвертого фестиваля «Французское кино сегодня» скоро выйдут в прокат, и если время стерпит, тогда о них будет подробнее. Пока фестиваль только начинается 4 декабря, и желающим с пользой его посетить краткий отчет не помешает.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Невезучие"

Из всех национальных жанров лучше всего французам в этом году удались все-таки комедии. Билеты на Открытие можно брать в любом возрасте, статусе и настроении – там будут «Невезучие» Франсиса Вебера. Это совсем не римейк давнишних «Невезучих», в оригинале вообще другое название, но сходство определенно есть. Роль искреннего придурка досталась Депардье вместо Ришара, а роль крутого бандюги – наоборот, Жану Рено вместо Депардье. Дуэт сам по себе гораздо точнее и плодотворнее, Рено – мачо по жизни, а Депардье, похудевший на двадцать килограмм, творит в сфере перевоплощения нечто невообразимое. Ришар когда-то предъявлял природный придурочный имидж, а этот именно играет идиота, хотя все знают, что он умный. Диалоги смешные, свита тоже блестящая – Дюссолье и Берри, психиатр и следователь, но главное в этом комическом боевике с побегами из тюрьмы, погонями по Парижу и местью за смерть возлюбленной – все-таки режиссура. Вебер натаскал в кино все возможные штампы, от обливаний горячим кофе до переодеваний в женские костюмы, но за счет своего огромного профессионального опыта обеспечил, что ни один штамп не провис и не выпер на первый план. Под ехидные реплики они только и успевают скорее сменять друг друга и сняты с изысканным лаконизмом, доступным лишь хорошо знающему человеку. Получается нечто искрометное, безупречно коммерческое, заставляющее заржать в голос самых тяжелых ипохондриков, хотя несколько недотянут финал.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "18 лет спустя"

Гораздо менее смешная, но тоже милая комедия – «18 лет спустя» Колина Серро, продолжение не менее хорошо известной давнишней «Трое мужчин и младенец в люльке». Младенец женского пола вырос, мужчины сильно постарели, но теперь столкнулись с проблемой сдачи экзаменов и первого сексуального опыта. Мать бывшего младенца замужем за богатым американцем, и вместе с двумя его взрослыми сыновьями все проводят отпуск на юге Франции. Ехидство по поводу вопросов пола и возраста, тупых американцев, глобализма и антиглобализма, старинные замки, бассейны, солнце, танцы, обеды, прелестная старая экономка-хулиганка. «18 лет спустя» по качеству и смыслу – разумеется, далеко не «Нашествие варваров», но чувства будит те же, ностальгические.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Страх и трепет"

Третья из представленных комедий – наоборот, очень современная, с юмором немилосердным, жестким и актуальным. «Страх и трепет» Алена Корно, бенефис начинающей Сильви Тестюд («Чти отца своего») иронизирует над любовью, при любой своей чистоте сулящей неизбежное разочарование. Разочарованные, как правило, становятся писателями. Это экранизация одноименного и, судя по всему, автобиографического дамского романа со всеми недостатками экранизаций. Благодаря закадровому голосу все слишком предсказуемо, но также имеется одно неоспоримое достоинство. Предмет любви – не двуногий, он называется страной Японией, где героиня провела детство и куда вернулась работать. Вознесенского не читала: «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». За счет точного знания предмета похождения здравомыслящей европейской девчонки в недрах японской компании «Юмимото» с ее субординацией, бюрократией и вечной битвой бульдогов под ковром получились, во-первых, опять же смешными в голос. Во-вторых, они легко касаются каждого, потому что ирония фильма относится в принципе к любому социуму, японский лишь внешне наиболее выразителен. Социум – монстр как таковой, социальная встроенность опасна для здоровья, и не только психического, брызжущая из «Страха и трепета» асоциальность – последний оплот свободы поржать или не поржать.

Значительно хуже в этом году с другим национальным французским жанром под названием «мелодрама». «Счастливого пути» Жан-Поля Рапно («Сирано») представлен на иностранный «Оскар», только чтобы его получил более достойный. Из всего богатого многофигурного псевдоисторико-романтического повествования запоминается одна прическа Изабель Аджани в роли кинодивы 30-х годов. Она носит идеально волнистую холодную укладку на своей отросшей черной гриве, и просто честно хотелось бы такую же. Все остальное – одураченная до предела современного идиотизма помесь «Сетей шпионажа» (1938) Федора Оцепа и «Иностранного корреспондента» (1940) Хичкока. Затянуто до очевидной фальши, не трогает ни минуты.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Малышка Лили"

«Малышка Лили» Клода Миллера («Аккомпаниаторша») немногим лучше. Офранцуженная осовремененная экранизация чеховской «Чайки» с роскошным букетом звезд – от восходящей Людивин Санье («Бассейн») до Николь Гарсиа, Жан-Пьера Марьеля, Мишеля Пикколи – ничего не привносит ни в Чехова, ни в современную Францию. Когда первый час в Бретани с лендроверами и видешниками они честно повторяли текст Нины Заречной, Аркадиной, Треплева и Тригорина, поражала лишь пошлость: все началось с того, что «Нина» и «Треплев» супер-красиво трахаются на фоне красот природы. Когда на втором часу Чехов был «окантован» как бы съемками фильма, который незастрелившийся «Треплев» делает о том, как мог бы застрелиться, поражало убожество режиссерской фантазии. Видите ли, за сто лет от «Чайки» осталось все, кроме катастрофы. Отношения те же, люди такие же, только никто ничего никогда больше не меняет. Но, во-первых, стреляются люди, как миленькие, до сих пор. Во-вторых, чтобы чеховская катастрофа прозвучала сегодня, ее не размазывать надо, а, наоборот, обострять. Пусть бы Треплев по нынешним временам был маленький мальчик, школьник, Нина – группа «Тату», Аркадина – Пугачева. Все реалистичней, чем эта побрякушка…

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Максимальный экстрим"

Совсем не задались фестивальные боевики («Максимальный экстрим»), но они и у аса Бессона получаются через раз, весьма под настроение сделаны лирическая «Бабочка» и саркастическая «Знакомьтесь, ваша вдова». Супер-недоумение вызвал самый шоковый фильм программы – «В моей коже» Марины де Ван. Это полнометражный дебют бывшей ассистентки Озона, исполнившей у себя также главную роль. Фильм, претендующий на психические глубины и даже социальный подтекст, показывает, тем не менее, одну только поверхность, и именно эту поверхность он показывает максимально натурально, чем становится, мягко говоря, только не для слабонервных.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "В моей коже"

Героиня, нормальная с виду, благополучная бизнесвумен с любовником и любимой работой, сильно поранила ногу на вечеринке в саду. Как в тот же момент ее вдруг ударило пыльным мешком по голове, не снято, но дальше весь фильм – именно про это. Зашитую рану она начала расковыривать и надрезать, а потом она начала резать себе руки, плечи, бедра, живот, между ног. В промежутках работала, разговаривала с друзьями и любовником, но на крупных планах ножом или рваной консервной банкой нам режут и режут человеческую плоть. Потом ее начинают жевать, кровушка капает, болячки гноятся и нарывают, подробненько так все – надрез, мясо, шрамик… Понять социальный и психический подтекст типа «под кожей статуи Свободы» или «от любви до ненависти нет шага, если она – к себе, к себе, к себе» в полном праве все, кто спокойно жует бутерброды в прозекторской. Но подробность сильнее любого подтекста, и лично я после четвертого захода почувствовала рвотные позывы, ничуть не менее реальные, чем экранное изображение. Отправилась в кинобуфет подальше от кинозала.

Резюмируя, французский фестиваль сделал в этом году самопознание маргинальным, а мейнстримом он сделал самоиронию. «Острый галльский смысл» в подполье у современности, прячется под коммерцией и провокацией, порой проигрывает явной тупости, но до конца еще не проиграл. Фестиваль хуже позапозапрошлогоднего, но лучше, чем предыдущий. Пару раз сходить сам бог велел.

 88

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть