Наверх
Т-34 Снежная Королева: Зазеркалье Мэри Поппинс возвращается Крид 2 Стекло Две королевы Бабушка легкого поведения 2 Зеленая книга Холмс и Ватсон Спасти Ленинград

Фестивали

Канн-2004: Альмодовар снял подрывную матрешку

Скандальный фильм в мирном Канне прошел без скандала

Венсан Перес на Открытии фестиваля

Венсан Перес на Открытии фестиваля

Каннский фестиваль был уже готов к самому худшему, но открылся без эксцессов: буквально в последнюю минуту его дирекции удалось договориться с демонстрантами если не о прекращении военных действий, то об эффективном перемирии. В обмен на спокойствие бунтарям предоставлена возможность устроить в ближайшие дни официальную пресс-конференцию и провести приятный вечерок в фестивальном Дворце вместе с первыми кинозвездами мира, пройти с ними по красной дорожке. Они и прошли дружной шеренгой, неся на спинах плакатиками с буквами – вкупе буквы образовали волшебное слово «переговоры». Приехавшие в Канн политические активисты французской шоу-индустрии решили не бузотерить, и церемония открытия 57-го международного кинофестиваля прошла нормально.

Макс фон Зюдов на Открытии фестиваля

Макс фон Зюдов на Открытии фестиваля

Единственное, что ее омрачило, – абсолютно осенняя погода с тоскливо моросящим дождиком, подпортившим обычно сверкающий каннский пейзаж. Гламур от этого полинял, да и звезды, не знающие, каких сюрпризов им ожидать от прифронтового Канна, задержались: на красной дорожке не появились Брэд Питт с Томом Хэнксом. Зато продефилировали Венсан Перес, Тилда Суинтон, Кэтлин Тернер, Макс фон Зюдов, изысканно растрепанная Эмманюэль Беар, а член жюри бельгийский актер Бенуа Полвурд даже изобразил клоуна у ковра, намекнув тем самым, что в жюри под водительством Тарантино будет весело. Педро Альмодовар, приехавший на премьеру внеконкурсной картины «Дурное воспитание», появился в обществе своих мушкетеров – бравой мужской команды, сыгравшей в этой «черной драме» без женщин все главные роли.

Название своего фильма Альмодовар объяснил так: «Воспитание, которое получил я и многие испанцы моего поколения, зиждилось на чувстве вины и на страхе наказания». Это самая личная его картина, и хотя считать ее автобиографической нельзя, в каждом из героев, по признанию режиссера, есть частица его самого.

Член жюри Бенуа Полвурд гримасничает

Член жюри Бенуа Полвурд гримасничает

Как и десятилетние Энрике и Игнасио, он провел детство в церковной школе, где сполна познал тамошние нравы. Как и они, трамвирован этим опытом на всю жизнь. Как и они, относится к церкви с брезгливым безразличием как к оплоту развращенного ханжества. Вслед за нашумевшей бразильской лентой «Преступление отца Амаро» он сделал одну из самых ярких антиклерикальных картин: родители отдают своих чад в лоно церкви в надежде уберечь их от мирских соблазнов, но именно церковники и становятся их совратителями. Сам он не считает эту историю о растлении малолетних учеников их пастырем-педофилом антиклерикальной. «Я вообще не вижу в этом смысла, – сказал он на пресс-конференции, – потому что злейший враг церкви – сама церковь».

Сюжет развивается многослойно и почти детективно, здешние критики видят в нем сходство с русской матрешкой. Фильм начинается в 80-е годы, когда молодой гей-режиссер Энрике, уже снявший три успешных картины, ищет материал для четвертой. Тут к нему неожиданно является симпатичный малый и заявляет, что он его школьный друг Игнасио. Теперь он актер, живет под сценическим именем Анхел и пришел предложить для фильма свою повесть об их общем церковно-приходском детстве.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дурное воспитание"

И начинаются переброски то в прошлое, когда Игнасио стал объектом и жертвой вожделений своего учителя отца Маноло, то в сюжет написанной им повести, где выросший герой становится трансвеститом, то в реальность, где этот же герой меняет пол, обзаводится выдающимся бюстом и, окончательно потеряв себя, кончает самоубийством. Персонажи снимаемого Энрике фильма и реальности переплетаются в одном фабульном клубке, у героев неожиданно появляются и полноправно вступают в действие живые прототипы. Восходящая звезда мексиканского кино 25-летний Гаэль Гарсиа Берналь сыграл здесь в сущности три очень разные роли, одна из которых женская. Во всех трех он безупречно органичен и максимально эротичен – его уже считают главным секс-символом Канна. Мы его знаем по фильму «И твою маму тоже», а зрителям фестиваля предстоит увидеть актера еще и в роли молодого Че Гевары в конкурсной картине «Дневник мотоциклиста» бразильского режиссера Уолтера Сэйлса.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дурное воспитание"

Чувствуется, что для Альмодовара «Дурное воспитание» имеет особое исповедальное значение. Всегда ироничному и склонному к эксцентриаде режиссеру здесь изменил даже его обычный юмор: картина мелодраматична, и к ее материалу автор относится очень серьезно. Он утверждает, что сделал «черный фильм» о черных сутанах и темных инстинктах, но эту его работу менее всего можно отнести к «жанровому кино» – здесь скорее некое спонтанное излияние души. Фильм трагичен, он о непоправимо переломанных судьбах, но даже эта сломанность представляется автору прекрасной. 52-летний Альмодовар, который так долго был «enfant terrible», юным бунтарем испанского кино, теперь словно осознал, что время восхитительных безумств позади, а волнующая его красота ускользает, становится недоступной. Он даже отца Маноло снимает так, что тому можно посочувствовать: в измученных борьбой с самим собою глазах патера – вожделение невозможного, запретного, в этих эпизодах есть странная поэзия, напоминающая о висконтиевской «Смерти в Венеции».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дурное воспитание"

Возникают и параллели с живописными фильмами-воспоминаниями Феллини – в сценах в «кинотеатре моего детства», где маленькие герои наслаждаются игрой Сары Монтьель, такой же иконы для всех геев Испании, как Барбра Страйзанд – для их американских собратьев. Картина вообще выдержана в духе фильмов 60-х, но при этом Альмодовар верен своему стилю: герои легко меняют обличья, мистифицируют друг друга, каждый не совсем то, чем кажется; его актеры виртуозны и могут одинаково безукоризненно сыграть представителей всех трех полов. В отличие от кино 60-х, Альмодовар никого не хочет судить – ни падре-насильника, ни его жертву-шантажиста. Не судит он и образ жизни героев – относится к нему как к данности, сфере жизни, которая была запретна для показа, но существует и может быть предметом искусства. Он парадоксальным образом делает то, что отвергнуто обществом – нормальным, в глазах общества неестественное – естественным. Без экзотики, коммерческой клубнички и увещеваний. Поэтому первые зрители приняли его картину с сочувствием и пониманием, а международная пресса уже объявила старт 57-го Каннского фестиваля самым удачным за многие годы.

На экраны России фильм выйдет 24 июня.


Прямая речь

Педро Альмодовар о своем фильме:

Педро Альмодовар на Открытии фестиваля

Педро Альмодовар на Открытии фестиваля

-- Я должен был сделать «Дурное воспитание». Должен был освободиться от этой идеи, пока она не стала навязчивой. Я возвращался к работе над этим сценарием в течение десятилетий. Что меня особенно интересует – это исторический взрыв свободы, который пережила Испания, освободившаяся от обскурантизма и репрессий франкистских 60-х. 80-е стали идеальной средой для того, чтобы мои герои, теперь уже взрослые, получили возможность стать хозявами своих судеб, своих тел и желаний.

Образ отца Маноло – не аргумент против церкви, хотя у нее множество проблем, требующих решения, включая сексуальную жизнь ее священников. Если бы не существовал бы обет безбрачия – не было бы такого количества случаев сексуального насилия в церковных школах. Но я создал этих героев не для того, чтобы нападать на церковь. Эти образы позволяют мне поговорить о страстях, которым подвержены люди. Мой фильм вообще не о противостоянии «хороших парней» и злодеев. Я не собираюсь судить героев, что бы они ни делали. Моя задача – их представить, объяснить во всей их сложности и при этом создать зрелище, которое будут смотреть.

 19

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Ссылки по теме

"Дурное воспитание" в кинотеатрах Список фильмов конкурсной программы Каннского кинофестваля-2004 Канн-2004: Кино в горячей точке (Валерий Кичин, "Российская газета") Канн-2004: Коварство и любовь (Валерий Кичин, "Российская газета") Канн-2004: Эдди Мерфи с хвостом и де Ниро с плавниками (Валерий Кичин, "Российская газета") Канн-2004: Война на выживание (Валерий Кичин, "Российская газета") Канн-2004: Обыкновенный бушизм (Валерий Кичин, "Российская газета") показать еще

 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть