Наверх
Люди Икс: Тёмный Феникс Рокетмен Люди в черном: Интернэшнл История игрушек 4 Дитя робота Детские игры План побега 3 Проклятие Аннабель 3 Проклятие плачущей Дылда
 

Фестивали

Канн-2005: Цепные псы Империй

Каннский фестиваль показал соблазны Темной стороны

Каннский фестиваль набирает обороты и близится к зениту. Зенитом неофициально считается премьера завершающей части грандиозной космической эпопеи Джорджа Лукаса «Звездные Войны: Эпизод III - Месть ситхов» /Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith/ (2005). По этому случаю в воскресенье в Каннской бухте бросил якорь самый шикарный и самый большой в мире океанский лайнер «Куин Мэри 2», в салонах которого Джорджу Лукасу при большом стечении знаменитостей вручили почетную награду фестиваля.

А утром журналистам впервые показали картину. «Эпизод III» не только сомкнул сюжет в единую цепь времен и событий, но и, по общему мнению, вернул космической саге ее изначальный драйв. В чем российские зрители смогут убедиться уже 19 мая, когда состоится мировая премьера картины.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Звездные Войны: Эпизод III - Месть ситхов"

«Месть ситхов» появилась как раз вовремя, чтобы подогреть угасающий интерес к саге. Если «Звездные Войны: Эпизод I - Скрытая угроза» /Star Wars: Episode I - The Phantom Menace/ (1999) собрала в мировом прокате 921 млн. долларов, то «Эпизод II - Атака клонов» /Episode II - Attack of the Clones/ (2002) – уже всего 647. Предугадать масштабы успеха новой картины невозможно. Ее мрачный колорит может сыграть как на Светлой, так и на Темной стороне судьбы фильма.

Но отдадим должное проделанной работе. «Звездные Войны» стали самым сенсационным феноменом массовой культуры последней четверти века. И чествуя Лукаса, Каннский фестиваль считает важным напомнить о том, что лучшие образцы массового кино требуют мастерства, интеллекта и таланта ничуть не меньше, чем самый изысканный артхаусный эксперимент. В свое время Свифт создал свои фантастические миры с лилипутами, великанами и разумными лошадьми гуингнгнами, в этом антураже дав сатирический портрет человечества. Любое сравнение – натяжка, но и Лукас дал волю своей не имеющей равных фантазии, чтобы как бы новыми глазами увидеть вечную схватку Добрых и Злых сил. За 28 лет он создал современную мифологию героизма, предательства и человеческих трансформаций, и эта мифология вошла в сознание поколений.

Наконец, он предложил невиданный способ сюжетостроения: возвел сначала этажи здания, а потом его фундамент, растянув стройку на более чем четверть века, не уставая интриговать публику. Единственное, чего он не учел, – современные технологии вывели это начало на новый зрелищный уровень в сравнении с более архаичным продолжением, и если кому-то придет в голову смотреть всю сагу в ее нормальном порядке, то мастер Йода в Эпизоде IV вдруг обнаружит свою кукольную природу. Чего прежде никто не замечал.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Звездные Войны: Эпизод III - Месть ситхов"

Эпизод III рассказывает о том, как молодой Анакин Скайуокер (канадский актер Хайден Кристенсен) был зомбирован канцлером Палпатином и переметнулся на Темную сторону Силы. Обратил оружие против своего учителя Оби-ван Кеноби (Юин Макгрегор), предал свою любовь к прекрасной Падме (Натали Портман). Помог реформировать демократическую Республику в диктаторский режим. И стал цепным псом Империи зла. В принципе такое – всегда актуально. Но Падме вынашивает ребенка, и вы знаете, кого она родит.

Фильм мне показался неровным. Доведенные до совершенства спецэффекты стали больше напоминать макеты. Лукас по-прежнему больше интересуется монстрами и технологиями, чем актерами – поэтому Анакин у Кристенсена вечно хранит обиженно-озабоченное выражение лица. Диалоги элементарны, как в индийском кино. Урбанистические пейзажи прекрасны и захватывают дух, но 11 сентября там должно, по идее, повторяться ежечасно. Хорош циклопический театр с балетом огромных сперматозоидов на арене. И возник новый персонаж – сгорбленный, когтистый и кашляющий генерал Гривус, уже почти буквально воплотивший тип сказочного Кощея. Правда, смертного. Из наиболее ярких сцен – эпизод совращения Анакина, двойная дуэль Оби-ван – Анакин и Палпатин – мастер Йода, а также баталии в жерле вулкана (снималось на Этне).

Фильм Лукаса идет, разумеется, вне конкурса. А в борьбу за призы вступил гангстерский боевик режиссера из Гонконга с американским именем Джонни То. То новичок в каннском конкурсе, но у себя на родине он считается одним из крупнейших мастеров жанрового кино, на его счету и романтические комедии и криминальные драмы. В прошлом году его сатира «Горячие новости» /Breaking News/ (2004) с успехом показывалась в Канне вне конкурса. Его новый фильм «Выборы» /Election/ (2005) предваряется слоганом: «Хочешь быть гангстером – будь уверен в своей силе. А иначе – и не лезь». Джонни То сделал гонконгский вариант «Крестного отца» в надежде соединить все штампы гангстерского фильма с признаками как бы авторского кино. Получились те же штампы, только разжиженные. Смысл всех кровавых конфликтов фильма – тоже в попытке соединить несоединимое: бандитский беспредел – с кодексом бандитской чести и традиций так называемой «триады». «Триада» – тайное общество, подобное нашим бандитским группировкам, поделившим всю страну на зоны влияния. Но это чисто гонконгский вариант, у него свои примочки. «Триада» – это Бог, Земля, Человек, а корни идеологии уходят в XVII век. Ее древний код диктует чистоту демократических выборов тамошнего «крестного отца», – процедуры, которая не должна быть осквернена деньгами и насилием. В этом смысле герои картины имеют повод сетовать на падение нравов в XXI веке – мол, прежде воры были намного честнее, а убийцы значительно гуманнее. А теперь всю бандитскую честь разъел зловредный бизнес!

Кадр из фильма Джонни То

Кадр из фильма Джонни То "Выборы" /Election/

Отдаю должное формальной мастеровитости режиссера, но смотреть про бандитские разборки было скучно. Не уверен, что Джонни То в Канне что-нибудь светит.

Зато психологический триллер Михаэля Ханеке «Тайник» /Cache/ (2005) на сегодняшний день – лучший из всего показанного. Ханеке снял картину снова на французском языке с Даниэлем Отоем, Жюльет Бинош и Анни Жирардо. Как и в его старом фильме «Забавные игры» /Funny Games/ (1997), благополучная семья терроризирована, и жизнь ее среди бела дня превращена в ад. Запугать ее хотят, как в другом фильме Ханеке «Видео Бенни» /Benny's Video/ (1992), некими видеокассетами, которые им подбрасывают. На кассетах снята жизнь этой семьи, а стало быть, кто-то неусыпно за ней следит с неведомой целью. Семья – это телеведущий Джордж, его жена и маленький сын. События развиваются так непредсказуемо и напряженно, актеры существуют на таком нерве, а загадка кажется такой интригующей, что это первый фильм фестиваля, с которого никто не ушел. Более того, жадно ожидаемая развязка оказывается столь неожиданной, что заставляет заново прокрутить в памяти весь ход сюжета и понять, что речь не о рутинном посягательстве на покой человека. Понять, что картина Ханеке, подобно роману Достоевского, – о совести и чувстве вины, которое живет в подкорке нашего сознания. Австриец Ханеке, сняв картину по-французски и с французскими звездами, напомнил Франции о ее давнем имперском долге, эхо которого не утихло до сих пор.

На пресс-конференции Михаэль Ханеке признавался в любви к Каннскому фестивалю – здесь фильмы получают то внимание, которого достойны. «Я надеюсь, – сказал он, – публика сразу распознает, что фильм сделан мною. В нем есть все элементы, которые меня особенно интересуют, – видео как средство коммуникации и фундаментальные вопросы о вине и ее искуплении». Мы узнали заодно, что свою следующую картину Ханеке снимет на немецком языке, но прежде поставит в Парижской опере «Дон Жуана» Моцарта – это будет первый опыт кинорежиссера на оперной сцене.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Тайник"

Я полагаю, что фильм «Тайник» – один из сильных претендентов на приз 58-го Каннского фестиваля. Напомню, что фильм Ханеке «Пианистка» /Pianiste, La/ (2001) в свое время увез из Канна сразу несколько наград, в том числе Золотую пальмовую ветвь.

А тем временем стало известно, что в фестивале все-таки участвует одна лента, хотя бы косвенно имеющая отношение к России. Это игровая короткометражка «Вместе», которую снял во Франции выпускник Высших режиссерских курсов в Москве (мастерская Владимира Хотиненко и Павла Финна) Николай Хомерики. Четыре года назад он получил грант французского Министерства иностранных дел и начал учебу в киношколе «La Femis», которую в этом году и окончил. Его картина о взаимоотношениях матери и взрослеющего сына участвует в конкурсе студенческих работ «Cinefoundation».

  46

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Ссылки по теме

Официальный сайт Каннского кинофестиваля (англ./франц.) Фильмы-участники Каннского кинофестиваля-2005 (Ольга Хромова, Роман Симагин) "Звездные Войны: Эпизод III - Месть ситхов" в кинотеатрах Страница фильма "Выборы" /Election/ на Фильм.Ру Фильмы-участники Каннского кинофестиваля-2005 (Ольга Хромова, Роман Симагин) Канн-2005: Новое кино нового мира (Валерий Кичин, "Российская газета") Канн-2005: У каждого свой лемминг в шкафу (Валерий Кичин, "Российская газета") показать еще

 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть