Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Фестивали

ММКФ-2006: Любовь по правилам и без…

Поскольку купленные в наш прокат фильмы не только составляют внеконкурсную программу ММКФ, но несколько стоит в конкурсе, чтобы выйти буквально на следующий день, то и нечего их делить. Сама по себе подобная ориентация недурна – особенно для прокатчиков, которым есть, с чем сравнивать свои покупки. Но фестиваль на сей раз представляет собой сплошную массу весьма неравноценных фильмов, одновременно демонстрируемых в разных залах кинотеатра «Октябрь». Поэтому для публики возможна лишь одна игра: по любым уликам, от кратчайшей аннотации, страны-производителя, фамилий актеров и режиссера до хронометража, который немаловажен, выбрать себе личных фаворитов и ни разу не промахнуться. Посмотрев, разумеется, как можно больше – иначе неинтересно.

ММКФ-2006: Кадр из фильма

ММКФ-2006: Кадр из фильма "Сколько ты стоишь?"

Вполне смотрибелен один из первых конкурсных фильмов, «Сколько ты стоишь?» /Combien tu m'aimes?/ (2005) Бертрана Блие. Вряд ли он что-то получит, поскольку следует жесткой жанровой схеме, а в моде социальность, но свои козыри отыграл. Во французской любовной комедии – вполне интернациональный юмор. Белуччи, Депардье, Бернар Кампан и целый выводок блестящих актеров второго плана говорят мало, что для Блие новинка, и с совершенно невозмутимым выражением лиц, что бы ни происходило. Влюбленный скромный клерк против роскошной шлюхи и ее мужа-сутенера, как в балете, не делают лишних движений, и у Блие есть возможность заставить нас в этом старинном треугольнике по-новому смеяться над болезнью, смертью, нищетой, бегом времени и в том числе любовью. Любовь – смех по сути, и эта возможность обеспечена рамкой. Слово «мелодрама» пошло от классицистских драм, обильно сопровождавшихся музыкальными номерами, и музыкальная карта разыграна безупречно. В сочетании «оперных» иллюстраций с «балетом» исполнителей плюс острые ракурсы и минималистские декорации фильм начинает напоминать немые, под тапера, шедевры Рене Клера («Двое робких» /Deux timides, Les/ (1928), «Париж уснул» /Paris qui dort/ (1925)). Становится чуть-чуть больше пародией на любовную комедию, нежели ею самой, и в пародийном ключе воспринимается даже голая грудь Белуччи, бывшая всегда раньше самоценным аттракционом. Впрочем, про эту грудь нет вопросов, как у Машкова в «Охоте на пиранью» (2006).

ММКФ-2006: Кадр из фильма

ММКФ-2006: Кадр из фильма "Самурай, которого я любила"

Другой конкурсный фильм, «Самурай, которого я любила» /Semishigure/ (2005) Мицуо Куроцути будет, как ни странно, лучше принят профанами, чем знатоками бусидо. Знатоки, конечно, оценят посвящение Сехэю Фудзисаве, но, скорей, в юмористическом ключе. Все, что можно было напортачить с воплощением самурайского мифа, Куроцути напортачил. Время должно течь с неощутимыми разрывами, будто его вовсе нет, а фильм мусолит «биографии» мальчика с девочкой. Слов должен быть минимум, исключительно действенных, а три мальчика постоянно разговаривают о чувствах. Когда все вырастут и постареют, мальчик с девочкой дойдут до писем и сантиментов, свойственных лишь «самураю» в исполнении Тома Круза. Кинематографический стиль должен быть отстраненным и ни в коем случае не давящим на события, а Куроцути позволил себе чисто американский – еще из «Нетерпимости» /Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages/ (1916) – параллельный монтаж. Пока взрослые мальчики сражаются во дворце с превосходящими силами противника, взрослая девочка с ребенком на руках бежит под покровом ночи. Наконец, никакой «сад камней», когда об одном из камней, досмотрев «целую» картину, всегда можно только догадываться, из на редкость прямолинейной истории любви без всякого философского фона совершенно не вырос. Вообще все время чувствуется, что Куроцути на двадцать лет моложе Ёдзи Ямады, обычно ставящего Фудзисаву, и уже не избег тлетворного влияния Запада. С другой стороны, фильм нераздражающий и не лишенный чисто японских красот штормового моря, шуршащей травы и колеблющихся под ветром верхушек соснового бора.

ММКФ-2006: Кадр из фильма

ММКФ-2006: Кадр из фильма "Сердце, бьющееся в темноте"

Это не провал, но еще одна странность – что вместо такой классической мелодрамы в конкурсе не оказалось японское «Сердце, бьющееся в темноте» /Yamiutsu shinzo/ (2005) Сюнъити Нагасаки. Чистая «социалка», но с «киношным» бэкграундом, картина Нагасаки почему-то показана в «Азиатском экстриме». Формально она о том, как в наши дни снимается римейк реального любительского фильма двадцатилетней давности, в котором бездомные молодые любовники убили своего ребенка. Пласт фрагментов старой 8мм ленты пересекается с пластами отношений двух постаревших тогдашних актеров и двух новых актеров, взятых теперь на их роли. Отсутствие отбивки между «съемками» и «реальностью» может заинтересовать. Но более интересна сама токийская «материя» – бедноватый, оказывается, быт, очень мрачное, самоубийственное состояние духа, разрешение конфликта поколений во всеобщем стремлении убежать на край света и полное забвение детства как такового. Нагасаки сумел поговорить о многом. К сожалению, так же, как по сюжету никто не знает, чем дело кончится, сам он этого тоже не знает. У «Сердца, бьющегося в темноте» при безнадежно замедленном ритме еще и пять концов, причем отрезать следовало бы все. Но на актерские призы фильм мог бы претендовать.

ММКФ-2006: Кадр из фильма

ММКФ-2006: Кадр из фильма "Париж, я люблю тебя"

А вот то, что совершенно справедливо вызвало ажиотаж вне конкурса, альманах «Париж, я люблю тебя» /Paris, je t'aime/ (2006), снятый двадцаткой известных режиссеров, удивляет как раз полной бессодержательностью, притом что смотрится очень легко. Пятиминутные новеллы о любви, привязанные к разным департаментам Парижа, оказались отнюдь не «парижскими», ненаблюдательными и неточными, даже если снимались Гасом Ван Сэнтом, братьями Коэнами, Томом Тиквером, Уэсом Крэйвеном, Гуриндер Чадха. Такое впечатление, что режиссеры вообще больше не способны заниматься чем-то, кроме себя, любимых. Гомосексуалист плоско снимает момент осознания себя гомосексуалистом у «парижского» незнакомца, поклонник вампиров грубо снимает «парижских» вампиров, присяжные юмористы до кучи присягают «парижскому» юмору. Оказалось, что в пятиминутках никому нечего сказать. Это что ж получается, что ж они тогда прикрывают полным метром? Грустно вспоминать изумительные аналоги, альманахи 60-х – «Любовь в 20 лет» /Amour a vingt ans, L'/ (1962), «Париж глазами…» /Paris vu par…/ (1965) и др. – создававшие как раз огромное предвкушение того, что в следующем полном метре скажут Годар, Вайда, Пазолини. Но, повторяю, за счет множества глав фильм тоже нераздражающий, даже азартный: «А тот как решил задачку, а этот как?».

ММКФ-2006: Кадр из фильма

ММКФ-2006: Кадр из фильма "Париж, я люблю тебя"

Общее впечатление от пока что просмотренного включает два момента. Сегодняшнее кино на глазах стало много более откровенным – секс в нем стал естественной частью жизни даже более радикально, чем в самой жизни, зачастую исполненной ханжества. Сегодняшнее кино, если оно не блокбастер, больше не стесняется бедных людей, бедных одежд, бедных квартир. Бедность в нем – естественная норма, которая неизменна и сама по себе непорочна. Порочность переместилась исключительно в мозги.

 10

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть