Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Фестивали

ММКФ-2007: Ужасы, которые всегда в нас

Московский фестиваль рассказывает о лунатической жизни

Было время, говорили: «Московский фестиваль – форточка в мировое кино». Сегодня можно сказать, что фестиваль стал форточкой в отечественное кино – этим и интересен.

Когда сообщают, что у нас теперь снимают до полутораста картин в год, мы пожимаем плечами: где ж они?! На экранах – считанные единицы уровня «Дневного дозора» (2005). О некоторых только читаем. О большинстве и не слышали. В этом смысле начавшийся ММКФ особенно интересен: он позволяет увидеть как никогда много фильмов на русском языке. Причем именно эти фильмы обеспечили ему сильный старт: в главном конкурсе прошли украинская экзистенциальная драма «У реки» (2007) и российский боевик «Русский треугольник» (2006); в конкурсе «Перспективы» – «Ужас, который всегда с тобой» (2006).

Это история без фабулы. Просто наблюдаем один день обитателей городка у реки; на крупном плане две женщины: 90-летняя мать и 70-летняя дочь. Ничего особенного не происходит: вот постучался какой-то чиновник насчет возврата утраченного имущества – посидел, поудивлялся безумной матери и стыдящейся ее дочери, при первой возможности ретировался. Вот мать, которая едва ходит, захотела погулять по городу, а потом и покататься по реке. На пути встречаются какие-то люди, собаки, кошки, официанты, человек в капитанской фуражке, пикник какой-то. Ничего существенного, только мать время от времени объявляет «Ты мне не дочь!», требует какого-то романса и погружается в воспоминания о том, как она танцевала когда-то. Но удивительным образом от всего этого нельзя оторваться. Оно смешно и трагично. Словно на ваших глазах иссякают последние мгновения чьих-то жизней. Словно мирно текущая река с веселыми прогулочными пароходиками – на самом деле Стикс, уносящий в небытие целую эпоху, воплощенную в этих наивных кружевах и шляпках, в этом романсе и в этой патетике.

ММКФ-2007: Кадр из фильма

ММКФ-2007: Кадр из фильма "У реки"

В ролях – Нина Русланова из Вахтанговского театра и Марина Полицеймако с Таганки. Сказать, что это работы талантливые – мало. Они из тех актерских прозрений, какие входят в память навсегда. Обе играют так, что в бэкграунде ощущаешь целую жизнь. Обе монументальны и комичны, нелепы и трагичны, но при этом нигде не опускаются до нажима, до подсказки зрителю, до указующих намеков. Кадр, когда, хорошенько пособачившись, космически одинокие женщины приникают друг к другу и так сидят долго и неподвижно, словно пытаясь задержать неизбежный уход последнего родного существа, – можно отнести к самым щемящим финалам нашего кино.

Картину сняла ученица Киры Муратовой Ева Нейман, не скрывая приверженности фирменному стилю своего мастера: здесь много «муратовских» актеров, и почерк Муратовой виден в каждом кадре, в заторможенности действия, внимании к эксцентричной детали, в построении диалогов. Но это не подражание: режиссер использует этот фундамент для собственных психологических надстроек, высказываний и трактовок. В фильме нет мизантропии, но есть полузабытое нашим кино сострадание, стремление войти в замкнутый мир уходящего поколения, понять его.

Тема триллера Алеко Цабадзе – коррупция, на которой держится и которой кормится вся чеченская кампания. Тема выражена через историю студента юрфака Воронцова, который направлен на практику в уголовный розыск и с энергией прирожденного победителя ввинчивается в самостоятельное расследование цепи убийств. Выслеживая киллеров, он приходит к субъектам, для кого война – бизнес. Коллеги по УГРО скептически относятся к юнцу-выскочке, и он действует как «чужой среди своих» – что придает фабуле остроту. Артем Ткаченко из «Меченосца» (2006) в этой роли обнаруживает незаурядные актерские потенции, и я удивлюсь, если сыгранный им образ человека-хамелеона не будет растиражирован в эпигонских боевиках. Фильм построен на флэшбеках, которые сложатся в цельную картину искореженных неправедной войной судеб. В нем много сильных, знаковых эпизодов. Кадры с новобранцами, уходящими в жерло военной мясорубки, повторяют кадр из «Груза 200» (2007), где солдаты маршируют в чрево самолета, привезшего цинковые гробы, – но это, конечно, не воспетое коллегами кинематографическое открытие, а общее место.

ММКФ-2007: Кадр из фильма

ММКФ-2007: Кадр из фильма "Русский треугольник"

Крепко, очень профессионально сделанная картина – пример возмужания нашего кинематографического «мейнстрима», который пытается совместить зрелищность с серьезностью идейной подоплеки. В фильме Цабадзе действуют не прирожденные злодеи и не маньяки – у обеих сторон своя правда, и сотворенное зло неизбежно порождает зло ответное. Но веришь происходящему мало: призыв к пониманию задавлен интригой, закрученной не столько искусно, сколько искусственно. Она сводит воспаленную тему чеченской войны к авантюре очередного Штирлица, наделенного даром перевоплощения.

Серьезную заявку на большое кино сделал Аркадий Яхнис в этой антиутопии, талантливо выписанной Юрием Арабовым. Перед нами интуитивное прозрение художников, которые честно проследили очередной и уже совсем гибельный кувырок русской интеллигенции. Создана универсальная картина мира, где распались все духовные ценности, и их заменили ценности суррогатные, по видимости несовместные, но уродливо сцепившиеся, образовавшие какой-то особенно расчеловеченный союз.

В центре – супружеская пара: он толкует школярам об искусстве, она преподает немецкий. Оба живут по инерции: у него погасшие глаза тотального импотента, она, как героиня Горького, «навсегда устала». Но вот однажды, придя домой, он находит на кухне вооруженных людей в камуфляжной форме, причем они, похоже, уже прижились: один жарит яичницу, другой на посту у входной двери, третий кемарит, четвертый – подполковник. Доброжелательные, симпатичные. Веселый хохол, субтильный еврей, качок-мусульманин и русский из тех, кого зовут настоящими мужиками. Этот вооруженный до зубов интернационал тут устроил засаду на какого-то невнятного противника. Попытки выдворить непрошеных гостей через милицию бесплодны: над всем витает призрак секретной государственной необходимости. Но морок заразителен: поначалу ошарашенный, интеллигент быстро проникается новыми нравами, усваивает блатной жаргон, влюбляется в автомат Калашникова и учит этой любви озадаченное юношество, он очнулся от импотенции и вновь захотел жену. Только у жены свой морок: она скоропостижно поверила в бога, и вскоре квартиру оккупируют попы с блаженными «божьими людьми», нужно молиться, целовать деловитому батюшке ручку. А вскоре и сам этот последний приют былых интеллигентов отойдет во владение церкви, так что мужики с автоматами теперь покажутся героям избавителями. Но понимания они не найдут и здесь. Потому что проморгали момент, когда армия и церковь поженились, а муж и жена, согласно русской пословице, – одна сатана. Трагикомический финал картины логичен, закономерен и устрашающ.

ММКФ-2007: Кадр из фильма

ММКФ-2007: Кадр из фильма "Ужас, который всегда с тобой"

Фильм выдержан в мрачных оруэлловских тонах: обиталище людское полуразрушено, былые фабрики со слепыми глазницами окон превращены в стрельбища, ненужные искусства и науки заменяются попсой и святой верой. Остались только два бизнеса, которые бурно развиваются, отвоевывая плацдарм за плацдармом, – армия и церковь. Лейтмотив: на телеэкране постоянно идут кадры патриотического фильма 1944 года «Зоя», к которому прилип один из закамуфлированных парней. Актеры Юрий Нифонтов, Марина Ильина и Олег Фомин, смешно, на уровне гротеска отыгрывая безумный быт, идеально чувствуют и передают все смыслы этого многоуровневого интеллектуального построения, этой пряной и весьма своевременно явившейся пищи для умов.

Таким образом, первый итог начавшегося фестиваля уже начинает формулироваться: у нас снова есть кинематограф.

 31

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Ссылки по теме

29-й Московский Международный кинофестиваль (ММКФ-2007) "У реки" в кинотеатрах "Русский треугольник" в кинотеатрах Официальный сайт (рус./англ.) "Ужас, который всегда с тобой" в кинотеатрах ММКФ-2007: В финском переплете (Алена Солнцева, "Время новостей") ММКФ-2007: Отрезанный кадр (Михаил Трофименков, "Коммерсантъ")
Заявление для прессы от компании "Интерфест" ММКФ-2007: Коней сменили на переправе (Валерий Кичин, "Российская газета") ММКФ-2007: 15 фильмов Московского кинофестиваля (Михаил Клочков) ММКФ-2007: Сны сбываются (Андрей Плахов, "Коммерсантъ") ММКФ-2007: Русский акцент (Рита Русакова, "Коммерсантъ") ММКФ-2007: О Роберте Олтмане замолвите слово (Сергей Сычев) Конкурс ММКФ: "У реки" Евы Нейман (Сергей Сычев) Гала-премьеры ММКФ: "Ангел" Франсуа Озона (Сергей Сычев) Сергей Мирошниченко: "Мы не отбирали плохих фильмов" (Сергей Сычев) Неигровое кино на ММКФ: "Мост" и люди на краю (Сергей Сычев) Конкурс ММКФ: Последняя мистификация Валерия Огородникова (Ольга Шервуд) Московский кинофестиваль сменил хозяина Никита Михалков возглавил Московский кинофестиваль Московский кинофестиваль в цейтноте "Список Михалкова" -- специальная программа Московского кинофестиваля На ММКФ вручат шуточную премию 15 фильмов 29-го Московского кинофестиваля Конкурсная программа Московского фестиваля Гости и и другие трудности Московского фестиваля "Итальянское кино сегодня" на Московском кинофестивале Фестиваль пройдет без "Шума" Эмир Кустурица уже в Москве Фильм-сюрприз ММКФ -- привет из Канна Московский кинофестиваль можно считать открытым Праздник гламура на ММКФ Леонид Ярмольник на ММКФ сорвал программу российского кино
показать еще

 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть