Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Фестивали

Московский кинофестиваль в кадре и за кадром

XXIV Московский кинофестиваль вступает в завершающую стадию. Напоследок организаторы оставили много интересного. Фильмы Киры Муратовой и Александра Рогожкина, Кшиштофа Занусси и Боба Рэфелсона будут показаны именно во второй половине десятидневного праздника. Также с 26 по 30 июня, зрителей ожидают «Отель» Майка Фиггиса и «Мнения сторон» Иштвана Сабо – одни из наиболее интересных фильмов программы Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов». Состоится несколько показов японской анимационной ленты «Унесенные призраками», победившей на Берлинском фестивале в этом году. Наконец, на закрытии нас ждет новая картина Брайана де Пальмы «Роковая женщина». В этих же числах ожидается приезд самых «звездных» гостей фестиваля. В ожидании апогея, подведем итоги некоторых событий, которые уже в прошлом.

Уже на второй день фестиваля чуть не произошел международный скандал. По причине того, что здание Манежа непродуманно построили недалеко от того места, где 22 июня 2002 года должны были проходить главы нашей столицы и государства, вся окружная территория с самого утра была оцеплена нарядами милиции. Приказ: никого не впускать до 14 часов, особенно этих назойливых, с синими аккредитациями. Столпившиеся вокруг людей в форме журналисты, критики и просто гости умоляли открыть вход в Манеж, но охранники четко объяснили, что на время приезда президента и мэра фестиваль отменяется. Привыкшие к произволу русские понимающе отходили в сторону, а вот перед иностранными гражданами было стыдно – вряд ли нечто подобное возможно в Канне или Венеции. К счастью, инцидент разрешился раньше намеченного срока, и через полтора часа ожидания люди все же смогли попасть в один из главных центров фестиваля.

Среди вышеупомянутых иностранных граждан был мужчина с трубкой и сильным французским акцентом, который утверждал, что только что лично привез из Парижа копию «Пианиста», и заявлял, что взбешен подобным произволом и теперь увозит картину обратно. С криками «Стойте-стойте, сейчас мы что-нибудь придумаем» все собравшиеся вокруг стали думать, как бы не упустить такой случай. Проблему решили, и через несколько дней новую работу Поланского после долгих колебаний все же показали на фестивале. Вопрос о том, оказался ли этот фильм тем самым «сюрпризом», под которым он был включен в программу, требует отдельного разговора.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Поговори с ней"

Не разочаровали современные классики кинематографа Педро Альмодовар и Аки Каурисмяки. Испанец в своем новом фильме «Поговори с ней» развивает сюжет вокруг двух пар. Марко любит Лидию – девушку-тореадора, попавшую в кому после одной из встреч с быком на арене. Бениньо работает в клинике, куда положили Лидию. Он влюблен в балерину Алисию, которая находится в коме уже давно. Основные темы у Альмодовара прежние: мужское, женское и как эти два начала соединяются или оказываются на расстоянии. Финал, в котором отношения четырех главных героев меняются как части игры в пятнашки, кажется одновременно радостным и печальным. Фильм мог бы закончиться идеей о том, что люди, соединяющие в себе два начала (мужеподобная Лидия и женственный Бениньо) обречены в этой жизни, а мужественный Марко и воплощение женственности Алисия заслуживают счастья. Если бы не одно «но»: Марко мужественнее Бениньо, но и он может быть чувствительным и даже плакать. Дидактический черно-белый конец размывается серыми оттенками, что вторит настоящей главной мысли Альмодовара в этой картине о существующем балансе между мужским и женским, о единении двух начал в одно целое. Характерно, что в кадре не раз появляется прозрачная лампа с водой, в которой переливаются друг в друга плазменные шары, то становясь единым целым, то вновь разъединяясь.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Поговори с ней"

Фильм «Человек без прошлого», получивший Большой приз жюри Каннского фестиваля в 2002 году и приз за лучшую женскую роль там же, – еще одно значительное событие XXIV ММКФ. Простого финского сварщика темной ночью избивают трое хулиганов. Не приходя в сознание, он… оживает. Встает с больничной койки, снимает с себя бинты и отсоединяет провода. Но теперь он – человек без прошлого, потому что напрочь не может вспомнить ничего, даже своего имени. Ему приходится начинать жизнь с нуля: очутившись на берегу реки, он вливается в поселение нищих и становится одним из них, снимая под жилье ржавый контейнер. Фильм культового режиссера Аки Каурисмяки – притча со старой мыслью о том, что не стоит расстраиваться ни в какой ситуации, что даже из самого сложного положения можно найти выход, пока ты жив. Смотрите сами: в конце фильма безымянный персонаж будет ходить в костюме, пить сакэ и пытаться стать менеджером рок-группы. Жизнь по Каурисмяки – это не какая-то там смертельная болезнь, передающаяся половым путем, а самый ценный дар, который есть у человека. Идея нехитрая, но рассказана филигранно: со множеством остроумных диалогов, точных деталей и, самое главное, замечательными второстепенными персонажами. В истории Каурисмяки то и дело появляются на первый взгляд внесюжетные герои, но именно из их взаимодействия с главным героем рождается основной сюжет. Бомж, живущий в мусорном баке и волнующийся из-за затянувшейся забастовки собирателей мусора. Адвокат, монотонно произносящий слова в защиту своего клиента так, словно заучил их наизусть, а значения не понимает. Парень, сдающий квартиру главному герою, с собакой женского пола по кличке Ганнибал. Работница центра помощи бездомным, в которую влюбляется человек без прошлого. Эти и другие герои в большей или меньшей степени второстепенны по отношению к главному, но именно на них держится вся история.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Человек без прошлого"

В начале фестиваля многие говорили о том, что на этот раз отсутствие звезд уровня Шона Пенна и Джека Николсона компенсируется обилием интересного кино, фильмами-призерами различных фестивалей. Ближе к середине начали прибывать знаменитости, и теперь жаловаться и вовсе не на что. Вслед за Бобом Рэфелсоном вчера из Штатов прилетел Харви Кейтел, играющий в картине Иштвана Сабо «Мнения сторон». Сразу же после посадки самолета в аэропорту «Шереметьево-2» актер дал небольшую пресс-конференцию для журналистов основных российских телекомпаний, что существенно сказалось на качестве заданных вопросов. Кейтел рассказывал о своих музыкальных пристрастиях и объяснял, почему у него часы и на левой, и на правой руке («По электронным я узнаю время, а механические мне просто нравятся. Но они тоже ходят.»). Из своих планов на время пребывания в России он открыл лишь, что собирается выпить много водки и «встретиться с Олегом» (Табаковым, с которым они вместе играли в «Мнениях сторон» – Г.Д.). Немногочисленные вопросы, хоть как-то связанные с кино, отдавали либо незнанием «материала», либо желтизной. После потрясающей фразы «А в »Пианино« вы были голый!» Кейтел продемонстрировал, что не в первый раз встречается со сворой папарацци, и сказал, что актер вообще в каком-то смысле всегда голый. Возможно, к тому моменту, когда я наконец сформулировал в голове свой вопрос, звезда «Таксиста» и «Бешеных псов» уже порядком начала уставать, поэтому на вполне резонное «Способствовал ли интернациональный состав »Мнений сторон« созданию на экране ощущения взаимодействия между персонажами, или, наоборот, мешал?» Кейтел ответил общими словами о том, что когда люди подходят к работе со всем сердцем, национальность не важна. После чего спросил, закончились ли вопросы, и через некоторое время скрылся из виду. Сегодня в Москву прилетает партнерша Харви Кейтела по «Пианино» Холли Хантер. Как она себя поведет, когда ее кто-нибудь спросит про ту сцену в «Автокатастрофе»?

Харви Кейтел

Харви Кейтел

23 июня в кинотеатре «Ударник» началась ретроспектива Стэнли Кубрика. Перед показом «Цельнометаллической оболочки» на сцену вышли директор кинопрограмм ММКФ Кирилл Разлогов и Ян Харлан – давний друг Кубрика, продюсер многих его картин и автор документального фильма «Стэнли Кубрик: жизнь в образах», который также будет показан на фестивале. Харлан был немногословен, лишь привел цитату из режиссера, которого чествовали в этот вечер: «Если фильм нуждается во вступительном слове, значит, с этим фильмом что-то не так». С «Цельнометаллической оболочкой», которую до этого можно было найти в России лишь на видео, все «так», но на широком экране фильм даже при повторном просмотре заметно обновляет впечатления зрителя. Круговое движение камеры без единого монтажного стыка во время «разговора» начальника казармы с солдатами. Винсент Д'Онофрио, заряжающий в туалете винтовку пулями с цельнометаллической оболочкой. Кадр, в котором выясняется, кто был тот снайпер, положивший столько друзей Мэттью Модайна. И финальная сцена прохода солдат под марш о Микки Маусе – все эти эпизоды стали классикой кинематографа и сделали фильм Кубрика одним из самых значительных опытов размышлений об ужасающей бессмысленности войны.

Во время фестиваля то и дело невольно начинаешь задумываться о пользе клонирования. Будь у меня два-три двойника, промежуточные итоги этого масштабного события охватывали бы и ретроспективу Роже Вадима, и первые конкурсные показы, и экзотические фрукты. Хотел сходить на единственный показ «С широко закрытыми глазами», но пришлось два с половиной часа смотреть «Пианиста». Big mistake, как говорил Арнольд Шварценеггер. В конце концов, имеем то, что выбрали и на что успели. Ничего более. Правда, был еще «Плохой парень» Ким Ки-Дука, показанный вместо «Госфорд Парка», чтобы не смешивать впечатления от оскароносного Олтмана со следовавшим за ним увенчанным Поланским. Но про корейского режиссера писать что-то бесполезно – его герои все равно будут продолжать из фильма в фильм бить друг друга, перед тем как всадить в живот противнику кусок стекла из разбитой витрины.

P.S. На этом фестивале я в очередной раз убеждаюсь, что бесплатный характер пресс-показов расхолаживает некоторых журналистов. Просмотры, на которые каждый раз приходят одни и те же лица, зачастую превращается в подобие сборища старых друзей с непременными бурными дискуссиями во время фильма, запахом бабушкиных пирожков и банановой кожуры. Наверное, график сеансов такой жесткий, что поужинать между просмотрами просто не остается времени. И самое неприятное – насчитав за два часа не менее десятка различных мелодий на сотовых телефонах, прослушав диалоги в духе «Да? Алло? Это я. Нет, я в кино. Угу, хорошо. В полшестого? А Сережка будет?», приходится лицезреть, как особо проницательные критики уходят сразу после кульминации фильма, не дожидаясь окончания. Быстрей-быстрей писать рецензию, а то просидишь до конца и придется в очереди за наушниками стоять! Какая разница, что будет в эпилоге, когда статья уже продумана – вдруг финал только испортит всю концепцию? Деньги что ли брать за проход на пресс-показы – уважение к кино вернется в один момент.

 43

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть