Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Фестивали

Ника-2006: Музейный критерий качества

Лауреаты XIX национальной кинематографической премии «Ника»:

Академики «Ники» – люди порядочные, но фильмы они не смотрят. Или сквозь пальцы. Иначе не объяснишь нынешних результатов. В остальном церемония была порядком выше предыдущих и окружающих. Это во многом спровоцировала неожиданная затравка.

Спасибо тем, кто надоумил Диму Быкова написать полноценную высокую поэму о Музее кино, где когда-то мы в самом деле сидели в соседних рядах на Трюффо и Брессоне. Поэма вышла изрядная. Михаил Ефремов изрядно ее прочел, музейная «нарезка» приятно порадовала компьютерным качеством, а реквизит – соответствием. Это было просто талантливо, однако, кто будет смотреть трансляцию «Ники» по каналу СТС, всего удовольствия не получит. Зал местами ржал так, что заглушал Ефремова. Присутствующие ловили каждый нюанс поэзии плюс киношные ассоциации и политические аллюзии – награда, что называется, нашла своих героев. Надо было присутствовать.

Ника-2006: Лучший игровой фильм -

Ника-2006: Лучший игровой фильм - "9 рота"

Согласитесь, что ни на каком «Оскаре» немыслимо подобное интеллектуальное вступление. Интеллект задал тон, и, хотя ничего похожего дальше не было, даже министр культуры для проформы учел, что краткость – это талант. Взаимопонимание зала и сцены продолжалось, когда при вручении «Ники» за вклад в науку Нее Зоркой президент академии не позабыл сказать, как когда-то она подписывала письмо в защиту Даниэля и Синявского. Чувствительность выплеснулась, когда Марлен Хуциев получал приз «Честь и достоинство», хотя лучше бы получил денег на досъемки своего фильма. Но, помимо чествований, определенное взаимопонимание длилось довольно долго по ходу самого конкурса.

Ника-2006: Лучшая мужская роль - Евгений Миронов в фильме

Ника-2006: Лучшая мужская роль - Евгений Миронов в фильме "Космос как предчувствие"

Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии признали «Тбилиси, Тбилиси», поставив его, помимо прочего, все же выше «Прогулки в Карабах», которая весьма сомнительно победила на фестивале стран СНГ и Балтии. В номинациях за роли второго плана, анимацию, документалистику выбор был тоже вполне оправдан. Отдельно порадовал приз Юрию Клименко за операторскую работу. Снятый им очень плохой фильм «Космос как предчувствие» (2005), если вообще существует на свете, то лишь потому что очень хорошо снят, а до «Ники» его награждали за что угодно, кроме операторского мастерства. Слава богу, на «Нике» не наградили его сценариста Александра Миндадзе, и вполне справедливо в лучшие вышел сценарий «Солнца» (2005) (хотя для Юрия Арабова он в принципе – нелучший).

Ника-2006: Лучшая женская роль - Алиса Фрейндлих в фильме

Ника-2006: Лучшая женская роль - Алиса Фрейндлих в фильме "На Верхней Масловке"

Когда тоже чисто по профессии, по таланту, с минимальным налетом лоббирования, распределились призы художнику, художнику по костюмам, композитору и звукорежиссеру, была даже мысль, что наши академики наконец вырулили на столбовую дорогу мирового кинематографа. И Алексей Герман-мл. действительно заслужил приз за режиссуру «Гарпастума» (2005). Но дальше пошло что-то странное. Если почитать Алису Фрейндлих как актрису, именно за роль в беспомощно-претенциозной поделке «На Верхней Масловке» (2005) ее никак нельзя назвать Лучшей актрисой года. «Ника» за такое – даже неуважение к таланту примадонны. Провал пресловутого «Космоса как предчувствия» не в последнюю очередь связан с выбором сорокалетнего Евгения Миронова на роль юного официанта. Поскольку фильм в принципе ни про что, его основным сюжетом можно смело считать, как Миронов всю дорогу мучается, примеряя роль на себя, а она не лезет и не лезет. Так это его за муки полюбили академики «Ники»? Если долго мучиться, получится не что-нибудь, а самый лучший актер?

Ника-2006: Лучшая мужская роль второго плана - Сергей Баталов в фильме

Ника-2006: Лучшая мужская роль второго плана - Сергей Баталов в фильме "Коля - перекати поле"

На даже эти нелепости можно как-то объяснить. «На Верхней Масловке» явно никто не видел, и Фрейндлих, что называется, «попала». Миронова выбрали, может быть, потому что один конкурент, Артур Смольянинов, сыграл не особенно главную роль, а другой, Никита Михалков, сам себя наградивший «Золотым орлом» за «Статского советника» (2005), не оценил бы юмора в случае присуждения ему «Ники». Гусман бы оценил, Михалков – нет. Однако, когда лучшим фильмом стала «9 рота» (2005), взаимопонимание пропало окончательно. В имеющемся раскладе «Нику» нужно было давать «Солнцу» и только «Солнцу», чего бы там ни говорил Сокуров. Ведь его все равно не сняли с номинации, как ни просил. Даже если мало, кто видел и этот фильм, три «Ники» Сокурову в прошлые годы дали. Уровень признают. «9 рота» рядом не стояла, как нейтрально к ней ни относись. Главный приз для нее пахнет конъюнктурой и победой над Академией допотопного «внутреннего редактора», что сильно противоречит всей состоявшейся церемонии.

Ника-2006: Лучшая женская роль второго плана - Ирина Розанова в фильме

Ника-2006: Лучшая женская роль второго плана - Ирина Розанова в фильме "Коля - перекати поле"

Противоречие подпортило настроение, что, впрочем, не мешает заметить важную вещь. У академиков «Ники» волей-неволей, медленно, но верно происходит переоценка ценностей. В одном «наградном листе» они почти соразмерили присутствие национальных блокбастеров, псевдохудожественного отстоя и высокохудожественных произведений, то есть всего того, из чего и состоит наше сегодняшнее кино. Постепенно они начинают жить в этом году, а не в победном 45-м и не в прошлогоднем снегу, как привыкли.

 35

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть