Наверх
Т-34 Снежная Королева: Зазеркалье Мэри Поппинс возвращается Крид 2 Стекло Две королевы Бабушка легкого поведения 2 Зеленая книга Холмс и Ватсон Спасти Ленинград

Фестивали

"Оскар" танцует и поет

Вручены «Оскары»: «Миллионер из трущоб» стал лучшим фильмом года, награду за Хита Леджера получила семья, Рурка ограбили, а Кейт Уинслет посвятила свою статуэтку двум мертвым продюсерам.

Минувшая церемония вызвала бурю возмущения – американские комментаторы объявили, что ничего более чудовищного с «Оскаром» не происходило и спасти умирающее чудовище теперь может только чудо, если вообще есть что спасать. По эту сторону планеты все выглядело иначе. Убавив из церемонии пафоса и резвости, напоминающей последние годы не о Фреде Астере, а о вальсе зомби, сценаристы несколькими простыми жестами вернули «Оскару» нечто очень важное, утерянное, как казалось в последние годы, навсегда – смысл. Хотя в наградах почти не было неожиданностей, счастливцы, сжимая в руках статуэтку, не практиковались в остроумии, платья не изумляли лебедями, а политика осталась в стороне – единственное упоминание Барака Обамы и призыв к разрешению однополых браков позволил себе Шон Пенн, сыгравший гея-активиста в драме «Харви Милк» /Milk/ (2008).

Все началось с Хью Джекмана, который вел шоу. Представить, как он будет состязаться в скорбном остроумии с Джоном Стюартом или Эллен ДеДженерес, которые вели прошлые церемонии, как-то не получалось – все же Росомаха… Этого, слава богу, и не случилось – Джекман, главным образом, пел, начав с мюзикла-пародии на главные фильмы года. В какой-то момент ему помогла Энн Хэтэуэй – сжав друг друга в объятиях, они спели «Я люблю вас, Фрост/Я люблю вас, Никсон», видевшие фильм оценят.

Но главной находкой стала идея предоставить представлять актерские номинации победителям прошлых лет. Звучит довольно простодушно, но когда великая Ширли МакЛэйн обращалась со сцены к той же Энн Хэтэуэй, номинированной на лучшую роль первого плана за «Рэйчел выходит замуж» /Rachel Getting Married/ (2008), в этом, ей-богу, было что-то величественное. Хэтэуэй, судя по ее слезам, момент оценила. А уж когда похожая на живописного космического пришельца София Лорен представляла Мерил Стрип, которой «Сомнение» /Doubt/ (2008) принесло пятнадцатую в ее карьере номинацию, тут, кажется, все в зале и вовсе затаили дыхание с чувством, что на их глазах вершится история. Те же чувства были, когда Де Ниро представлял Пенна, а Энтони ХопкинсБрэда Питта.

В целом, было ощущение, что Голливуд вспомнил о себе как о месте, где делаются фильмы, а не вершится история мира, определяются тенденции и преподносятся уроки. И появилось, наконец, ощущение, что «Оскар» это не инструмент давления и агент влияния, а то, что он есть – небольшая позолоченная статуэтка, которую каждый человек из мира кино хочет больше всего на свете, знак уважения и признания от всех собравшихся в зале, а не сомнительная подачка от таинственных троллей из подземелья.

Конечно, не мало определило то, что почти каждый из фильмов и актеров списка номинантов был неслучайным. Не включив вполне заслуживающего номинации «Темного рыцаря» /Dark Knight, The/ (2008) (ведь не хуже он «Властелина колец» /Lord of the Rings: The Return of the King, The/ (2003)…) Киноакадемия очевидно пожертвовала рейтингами, но, как не странно, интрига церемонии «Оскара» в этом году состояла не в том, кому дадут, а в том, что это не важно – недостойных в зале нет. Тем не менее, триумфатором стал «Миллионер из трущоб» /Slumdog Millionaire/ (2008), получивший восемь наград, включая «лучший фильм», «лучшую режиссуру», «лучшую работу оператора» «лучший адаптированный сценарий» и две награды – за музыку и за песню – индийскому поп-гению А.Р. Рахману. Триумфальный прыжок Дэнни Бойла перед микрофоном войдет в историю, довольные мордашки трущобных детей, сыгравших героев в детстве, которым явно очень весело было на сцене – тоже.

«Харви Милк» победил в двух номинациях – «оригинальный сценарий» и главная мужская роль. С одной стороны, было чувство, что Микки Рурка ограбили, он заслужил эту побрякушку не только за «Рестлера» /Wrestler, The/ (2008), а вообще – заслужил. Кажется, этого хотелось даже самому Шону Пену. Зал его встретил стоячей овацией, Пенн же закончил свою речь указав на Рурка, горой возвышающегося в первом ряду в непротокольном белом костюме, со словами «Микки Рурк мой брат». С другой стороны – это не первая оскаровская несправедливость, Пенн действительно великий актер, а ждать, что в год, когда идет борьба за легализацию однополых браков в Калифорнии могло быть иначе просто наивно.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» /Curious Case of Benjamin Button, The/ (2008) получила награды за грим и спецэффекты – камера всего раз показала Финчера, который сидел с видом «глубоко наплевать».

Актерские призы так же разошлись предсказуемо – Пенелопе Крус за «Вики Кристина Барселона» /Vicky Cristina Barcelona/ (2008), Кейт Уинслет за «Чтеца» /Reader, The/ (2008) (и «Дорогу перемен» /Revolutionary Road/ (2008), которую тоже держали в уме), Хиту Леджеру за «Темного рыцаря», Пенну, как уже сказано, за «Харви Милка». За Леджера награду получали родители и сестра – слухи о том, что статуэтку вручат его трехлетней дочери, которая, по правилам Киноакадемии, и является единственной законной наследницей награды, не оправдались – вероятно, к лучшему. Уинслет, для которой это шестая номинация и первый «Оскар», нашла в себе силы снизить пафос благодарственной речи рассказом о том, что давно ее подготовила – но не на прошлых номинациях, а еще в детстве, репетируя в ванной с бутылкой шампуня в руках. Свой настоящий Оскар она посвятила Сидни Поллаку и Энтони Мингелле – оба выступили продюсерами «Чтеца», оба, по трагическому совпадению, умерли в прошлом году.

Лучшим документальным фильмом стал «Человек на проволоке», по которому весь год сходили с ума умники из артхаусных кинотеатров Нью-Йорка, оттеснив Вернера Херцога с его полярными «Встречами на краю света». А единственной неожиданностью стала номинация «лучший фильм на иностранном языке» – вместо фаворитов «Вальс с Баширом» /Waltz with Bashir/ (2008) и «Класс» /Entre les murs/ (2008) победили японские «Ушедшие» /Okuribito/ (2008).

Удачным или провальным был минувший «Оскар» – будет, вероятно, еще долго обсуждаться. И то, что во всей церемонии не нашлось хорошей реплики для заголовка – это правда. Но впервые за долгие годы центром его были фильмы, а не комичный голливудский снобизм. И это как-то с «Оскаром» примиряет.

 32

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть