Наверх
Фильмы 2018 Великий уравнитель 2 Хищник Проклятие монахини Агент Джонни Инглиш 3.0 Непрощенный Профессионал Тайна дома с часами Человек, который убил Дон Кихота Поиск

Фестивали

Униженные и отмороженные

Фестивальная программа «Предпремьеры» дает возможность уже сейчас увидеть некоторые фильмы, которым только предстоит прокат в России. Подбор лент отличается большим разнообразием - программа составлена без следования какой-либо одной тематике или определенному направлению в кино (в отличие, скажем, от «АиФории» или «Экзотики»). К тому же фильмы были не отобраны конкретными людьми (как «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника), а предоставлены для показа на фестивале российскими прокатными компаниями. Таким образом, «Предпремьеры» - своеобразный кинорынок в миниатюре, в течение которого станет ясно, какие фильмы стоит выпускать на экраны страны, а какие - ограничить двумя-тремя показами и отправить прямиком на видео.

Типичный представитель второй из перечисленных групп - «В последний момент» Стивена Норрингтона, затерявшийся в мировом прокате: на данный момент нельзя найти точной даты его премьеры ни в одной стране мира. Это вполне закономерно: в отличие от успешного блокбастера 1998 года «Блэйд», новую картину этого режиссера сложно представить долгое время демонстрируемой в каком-нибудь большом кинотеатре. «В последний момент» - из разряда фильмов, не предназначенных для широкой аудитории.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "В последний момент"

Это история молодого парня Билли Берна, популярность которого была так велика, что его узнавал каждый встречный на улицах Лондона, где и разворачивается действие. В одночасье идиллия рухнула, и Билли начал опускаться все ниже - в мир подпольных ночных клубов, трущоб, бомжей и беспризорных детей. Постепенно он начинает переосмыслять свое существование, задумываться о том, насколько полезной и продуктивной была вся его предыдущая жизнь.

Фильм начинается с монолога главного героя, обращенного к зрителю. Проведя нехитрые математические умозаключения, Билли приходит к выводу, что люди часто не задумываются о том, что бессмысленно тратят свое драгоценное время. И задает вопрос: а что вы успели сделать за последнюю неделю? Этот мотив проходит через всю картину, но довольно специфическим способом: персонажи то и дело разражаются пространными речами о том, что нужно с умом использовать отведенный тебе срок. Боятся, что зритель внезапно забудет, о чем кино?

Проговаривать основные мысли в монологах героев - штамп, давно ставший образцом безвкусицы. Конечно, порой без этого никуда - например, когда нужно донести какие-нибудь истины до детской аудитории, никто не станет прятать их за сложными метафорами. Но «В последний момент» - недетское кино. Более того, своей маргинальной стилистикой фильм Норрингтона претендует на звание арт-хаусного, что сильно контрастирует с излишне прямолинейным способом его самовыражения.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "В последний момент"

Сама картина этой прямолинейности, похоже, не замечает. Она переполнена кадрами, которые вроде бы должны что-то означать, но на самом деле никакой логики в этом хаотическом наборе сцен нет. Вложив главные слова в уста персонажей, Норрингтон пытается обнаружить более сложный подтекст в стилистике съемки, тяготеющей к традициям Гая Ритчи и Даррена Аронофски. Но если изобразительный ряд у этих режиссеров осмыслен и четко обусловлен происходящими событиями, то у Норрингтона связь между фабулой и способом ее изложения практически отсутствует. Ускоренная и замедленная съемка, цветовые фильтры создают некоторое подобие атмосферы нереальности этого странного города, но выглядят не как продуманные технические приемы, а как желание показать себя. На просмотре ясно представляешь себе создателей картины, которые со словами «Вот здесь мы сделаем рапид, а в той сцене, пожалуй, дадим разлом кадра посередине» всерьез думают, что делают стильное кино. Но если в прошлый раз этот фокус удался - успешным «Блэйда» сделал в первую очередь его стиль, основанный на природе комикса - то данный сюжет вполне можно было рассказать и другим языком. Фильму от этого хуже бы не стало.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "В последний момент"

«В последний момент» в сравнении уступает всем картинам, с которыми вызывает ассоциации. Атмосферу низшего социального слоя, падения на самое дно гораздо лучше передавал «Реквием по мечте». Там же, у Аронофского, куда разумнее используется стиль клипового монтажа и люминесцентное освещение. Наконец, изуродованный бомж в черных лохмотьях в «Малхолланд Драйве» - глубокий образ, варьирующийся от хранителя непроницаемости определенных границ до властелина человеческих судеб. У Норрингтона тоже есть подобный персонаж, но фантазия режиссера не сумела наградить его чем-то большим, нежели «тик-так, время уходит». А насчет идеи о том, что нужно с пользой проводить каждую минуту своей жизни… Пересмотрите лучше «День сурка».

Если изложенных фактов недостаточно, чтобы убедить вас в том, что «В последний момент» заслуженно до сих пор не находит своего места в прокате, замечу еще кое-что. Существует тенденция приглашать на современные фестивали физически неприятное кино. Не буду перечислять имена режиссеров, нашедших свое «я» на этом сомнительном поприще, просто скажу, что «В последний момент», если посмотреть с этой точки зрения, - идеальный «фестивальный» фильм. Беспричинной жестокости, крови и выделений человеческого организма в нем предостаточно. Порой даже кажется, что отдельные сцены и персонажи были придуманы специально для того, чтобы вызвать отвращение у зрителя: дискотека уродов в подпольном ночном клубе, упомянутый бомж со струпьями на лице и некое отдаленное подобие собаки (без шерсти), впивающейся в шеи противников своего хозяина. Остается надеяться, что за предпремьерой не последует премьеры - в широком прокате такому кино и вправду не место.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ледниковый период"

На каждом фестивале у зрителя должна быть возможность хоть как-то очнуться после просмотра подобных фильмов. Московский фестиваль такую возможность предоставляет: в число его участников входит не только элитарное кино и разная экзотика, но и традиционный мейнстрим. В этом году он представлен несколькими картинами, и, чтобы вернуть свое самочувствие в нормальное русло, сходив на фильм Норрингтона, нужно было бежать за билетами на один из немногочисленных сеансов «Ледникового периода». Этот новый компьютерный мультфильм студии «ХХ век Фокс» - сильнодействующее противоядие от отрицательных впечатлений на фестивале.

Двадцать тысяч лет назад на Земле началось тотальное похолодание. Чтобы спастись от неминуемой гибели, все живые существа отправились в более теплые края. Задержались лишь немногие. Мамонт Мэнни вернулся, чтобы найти свою семью. Ленивца Сида оставили спящим на дереве его более расторопные родственники. А стая саблезубых тигров ждала подходящего момента, чтобы наброситься на поселение первобытных людей, одевающихся в шкуры их собратьев. Вожак Сото приказал одному из своих подчиненных Диего доставить человеческого детеныша в целости и сохранности, но спасенного матерью ребенка нашли Мэнни и Сид и решили догнать людей. Диего, вызвавшийся в проводники, ведет друзей совсем в другую сторону…

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ледниковый период"

Это так, для ознакомления в общих чертах. Потому что сюжет и главные персонажи - самое слабое звено «Ледникового периода». Дуэт мамонта и ленивца напоминает многочисленные парочки мультипликационных друзей вроде Тимона и Пумбы, а по характеру взаимоотношений и вовсе слово в слово повторяет прошлогодний шедевр анимации («Мы? Запомни, ленивец, нет никаких »нас« - ничего не напоминает?). Диего, поначалу злобный и коварный, но впоследствии поддающийся чарам »волшебной силы дружбы« - также давно уже знакомый персонаж из диснеевских мультфильмов. Вторичность же сюжета - в пафосе, которого здесь чересчур много даже для мультика. Ну сколько можно воскрешать только что оплаканных героев?

Прелесть »Ледникового периода« в другом. В последнее время появляется все больше анимационных лент, построенных на противопоставлении мира выдуманных персонажей и мира обычных людей. Эффект здесь в огромном поле для пародии, потому что такие привычные для нас вещи обретают новый смысл среди игрушек, монстров, сказочных персонажей и вот теперь - доисторических животных. Вспомните хотя бы соревнование на звание »Лучшего пугателя« в »Корпорации монстров«, так напоминающее традицию некоторых предприятий каждый месяц выбирать лучшего работника. Или совсем уж классический пример - прогулка по лесу с надутой лягушкой в »Шреке«. В картине режиссеров Карлоса Салданы и Криса Уэджа таких эпизодов хоть отбавляй. Светофор в виде маленького кратера, извергающего красные и зеленые облачка. Желудь, передержанный на огне и превращающийся в попкорн. Джакузи - кипящий грязевой пруд. Стоунхендж, мимо которого проходят персонажи (»Современная архитектура… Долго ей не продержаться«, - замечает Мэнни). И, наконец, потрясающе смешной эпизод с батальоном дронтов, играющих в американский футбол и оттачивающих мастерство тэквондо. »Отстоим стиль жизни дронтов!« - заявляют они перед тем, как уронить с огромной скалы последнюю самку. Пародийное противопоставление двух миров настолько велико, что люди в этом выдуманном мире словно специально сделаны авторами какими-то квадратными, нелепыми и к тому же неспособными к речевой деятельности. Фраза мамонта »Оставь этих гомосапиенсов - они все равно не умеют разговаривать« только подтверждает, что человеческие особи не подходят для разворачивающихся событий.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ледниковый период"

»Ледниковый период« не выделялся бы на фоне других мультфильмов, если бы его авторы не показали, что не только умеют работать с традиционными приемами компьютерной анимации и удачно использовать придуманные некогда юмористические схемы. Движущиеся наскальные рисунки, этакий мультфильм в мультфильме (только снятый в совершенно другом стиле) - доказательство разносторонних анимационных пристрастий режиссеров. Но еще больше запоминается небольшой, так сказать, сюжет в сюжете - история маленького зверька, который нашел желудь и не желает с ним расставаться. Она не связана с основным действием, но проходит через всю ленту, своей неординарностью заставляя забыть о диснеевских штампах и вызывая ностальгические ассоциации по классическим советским мультфильмам вроде »Крылья, ноги и хвосты«. Несмотря на то, что снята эта история без единого слова, она все равно остается самым смешным, что есть в мультфильме.

Из представленных в »Предпремьерах« фильмов, »Ледниковый период« наверняка будет самым успешным в предстоящем прокате. Несмотря на некоторые недочеты, он все равно остается отличным развлечением для всей семьи и вызовет много положительных эмоций. Составить конкуренцию ему может разве что »Авалон« японца Мамору Осии - картина, развивающая модную »матричную« тему в своеобразном ключе. Такие же картины, как »В последний момент", заведомо обречены на провал. Не только из-за своей узкой направленности, но и потому, что даже заядлых любителей арт-хауса нельзя привлечь поддельной копией их любимого направления в кино.

 74

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть