Наверх
Люди Икс: Тёмный Феникс Рокетмен Люди в черном: Интернэшнл История игрушек 4 Дитя робота Детские игры План побега 3 Проклятие Аннабель 3 Проклятие плачущей Дылда
 

Фестивали

В тишине: Репортаж с фестиваля «Киношок»

В Анапе проходит XXIII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии

 «Киношок». На этот раз в его конкурсной программе несколько фильмов, где герои не разговаривают – немота преодолевается режиссерами с помощью иных способов.

Слова, различие языков, умение говорить и договариваться – тема, для «Киношока» всегда актуальная, потому что на этом фестивале показывают фильмы, снятые в постсоветском пространстве. С каждым годом бывшие страны СНГ становятся все более непохожими друг на друга, но вот уже в двадцать третий раз кино из этих стран прибывает на «Киношок»: в этом году политическая ситуация сказалась на количестве авторов, которые должны сопровождать свои картины.

Не было, например, никого из украинских съемочных групп, и невозможность услышать слова режиссеров переплелась с сюжетами их картин, где герои также друг друга не слышат. В фильме Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь» два живущих рядом брата-гуцула не общались сорок лет, при этом пристально следя за тем, идет ли дым из трубы соседнего дома. Соперничая всю жизнь из-за любившей обоих женщины и выясняя, кто был отцом ее сына, они дошли до последнего спора: кто раньше умрет. Центром этого неспешного обстоятельного дебюта становится столь же неспешная и обстоятельная женщина, которая случайно оказалась в доме одного из стариков и осталась ухаживать за братьями, терпя сварливость и проявления тяжелых болезней, – эта работа принесла актрисе Наталке Половинке приз за главную женскую роль на ММКФ.

Кадр из фильма «Братья. Последняя исповедь»

Кадр из фильма «Братья. Последняя исповедь»

Награды Каннского фестиваля есть и у «Племени» Мирослава Слабошпицкого, который считается надеждой украинского кинематографа. Его герои не слышат друг друга в прямом смысле слова. Это глухонемые подростки, и в их интернате правит группировка старшеклассников – миловидных школьниц по вечерам привозят к желающим расслабиться дальнобойщикам, остальные дети занимаются мелким грабежом, учителя в курсе происходящего. Слабошпицкий, который знает жизнь глухих на собственном опыте, выбрал для полнометражной картины одну из самых жестких ее сторон и усилил ее подробной сценой аборта в облезлой ванной, сценами происходящих в полной тишине убийств и отсутствием перевода. На экране говорят на языке глухонемых, но для тех, кто им не владеет, субтитры не предусмотрены, и дополнительные усилия, которые прикладываешь для понимания сюжета, заставляют относиться к картине с большим пиететом. Впрочем, жест, означающий «деньги», повторяется в фильме так часто, что выучить его нетрудно: деньги являются движущей идеей картины и смыслом жизни всех героев. Даже того из них, кто неожиданно обнаружил в себе любовь, потому что его возлюбленная уже не умеет спать с кем-либо бесплатно, а любить не умеет тоже.

Кадр из фильма «Племя»

Кадр из фильма «Племя»

Зато именно на любовь делает ставку Александр Котт в фильме «Испытание», где герои также не произносят ни единого слова – но не потому, что не могут, а потому, что режиссер со времен своих немых короткометражек, в частности очень обаятельного «Фотографа», мечтал сделать бессловесный полный метр. И запутанная ситуация, которая сложилась со съемками «Испытания» (менялись режиссеры, при этом таял бюджет), позволила ему свою мечту осуществить: отсутствие в фильме диалогов было одним из условий работы режиссера над проектом. В какие-то моменты упорная необщительность героев фильма кажется не вполне обоснованной – зато регулярно подает голос барашек, которого один из героев фильма, житель казахской степи, привозит домой. Достав барана из грузовика, он берет большой нож, но всего лишь разрезает на животном путы. Тем не менее в обедах, которые собирает шоферу в дорогу его юная дочь, вареная баранина присутствует, и в дальнейшей судьбе барана сомнений нет – он виноват лишь в том, что кому-то хочется кушать. А шофер, его дочь, влюбленный в нее сосед и русский паренек, который приехал в степь по работе и тоже полюбил девушку, виноваты лишь в том, что живут в государстве, которое считает их мясом – если не съедобным, то пушечным. И соперничество мальчишек, и кокетство девочки, и все умилительные игры подростков осветятся в конце концов не огромным степным солнцем, а совсем иным светом, на фоне которого из земли вырастет огромный ядерный гриб. Поэтичное «Испытание» является немым и в том смысле, что принципиально отказывает зрителю в информации: можно только догадаться о том, что действие происходит в 1953 году под Семипалатинском. Если же не догадаться, то останется чистая поэзия без слов с не поражающим новизной выводом, что мир хрупок.

Кадр из фильма «Испытание»

Кадр из фильма «Испытание»

Он рассыпается на глазах в черно-белом российском «Сыне» Арсения Гончукова: приложив множество усилий, в том числе и противозаконных, чтобы облегчить жизнь больной шизофренией матери, сын (Алексей Черных) терпит фиаско. Большую часть фильма он бродит по неожиданно и незнакомо снятой Москве, безуспешно пытается получить поддержку у сестры, жестоко мстит отцу (Вадим Андреев), которого винит в смерти матери, – Гончуков показывает человека, из-за любви к матери уже перешедшего какую-то грань, и когда у него появляются шансы начать жить обычной жизнью, это оказывается, по всей видимости, уже невозможным: дальше – тишина.

Кадр из фильма «Сын»

Кадр из фильма «Сын»

Слова являются главным делом героини латвийско-российского фильма «Урок», снятого Андрисом Гауя, – она преподает русский язык и литературу. В латышской школе, куда она устраивается, этот предмет не является обязательным, и ученики (их трудно назвать подростками, они заканчивают двенадцатый класс и отмечают восемнадцатилетие) сперва не ходят на ее уроки. Но симпатичная учительница, которую задорно играет Инга Алсина-Ласмане (на данный момент это перспективный претендент на приз за главную женскую роль), прививает им любовь к Высоцкому самым простым способом – устраивая у себя дома веселые вечеринки. Андрис Гауя, снимая фильм, ставил себе цель показать, что чересчур короткая дистанция между педагогом и классом к добру не приведет, и заставил свою героиню нарушить границы окончательно, вступив в отношения с загадочным до флегматичности школьником: в результате девушка, загубив свою репутацию, забрасывается режиссером в город Магнитогорск без средств к существованию и должна там понять смысл преподанного ей урока.

Кадр из фильма "Урок"

Кадр из фильма "Урок"

Другой прибалтийский режиссер, эстонец Вейко Ыынпуу, обращается со своим героем из фильма Free range не столь конкретно. Молодой писатель Фред (Лаури Лэгл), лицом напоминающий розанчик, носит в душе черную тоску – надо врать, кругом духота, жизнь бессмысленна по сути своей. Пространство кадра будто сжимается, давя порывы Фреда, а сам он протестует против вранья скоморошескими методами: то опубликует в газете рецензию с нехорошими словами, то, устроившись на завод, будет забавляться с машинами и инструментами, создавая проблемы коллегам. Фред из той же породы, что и вампиловский Зилов, и Макаров из «Полетов во сне и наяву» – то есть не только в застойных временах было дело, тоска и духота никуда не пропали. Фред пьет, хулиганит, угоняет троллейбус и символически заезжает в тупик – но Ыынпуу дает ему два выхода: остановить подругу, собравшуюся сделать аборт, и понаблюдать за белой лошадью, красиво скачущей по дюнам и означающей то же, что и стог, в который с головой зарывается Макаров, и зиловский похоронный венок.

Кадр из фильма "Free range"

Кадр из фильма "Free range"

К этой же череде символов могут относиться и колодцы, которые роет Лаллай (Мухуммадисо Абдульхаиров), герой фильма Мансура Васати. «Лаллай» переводится с узбекского как «недотепа» или «лох» – хотя последнее слово было не в ходу в советское время, когда происходит действие фильма «Колодец». Во время просмотра так и ждешь, что по краям экрана побежит серебристая вязь, как на обложках книг восточных сказок, – фильм принадлежит именно этому жанру. И герой-недотепа, и его особый талант – колодцы, вырытые им, никогда не пересыхают, и необходимость чуда – у Лаллая тяжело болен сын. Даже актеры в фильме подобраны таким образом, что у хороших героев лица приятные, а у плохих неприятные. Но режиссер не остается верен сказочному жанру – он оставляет финал открытым, и остается ощущение недосказанности, недоговоренности. И хотя нежность, легкость и простодушие «Колодца» уже и так подкупают, он гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, и его дополнительные смыслы предстоит осознавать и дальше.

  252

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще

 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть