Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Фестивали

Венеция-2004: Праздник со слезами на глазах

Венецианский фестиваль: одинокие люди в тревожном мире

Пир во время чумы не получается: фестиваль проходит без праздника. Люди, цепенея от ужаса, прикованы к телерепортажам из России, которые все последние дни шли по телеканалам CNN и BBC круглосуточно. На фестивальных приемах разговоры только об этом. Официальный показ российской конкурсной картины «Удаленный доступ» начался с минуты молчания, сам фильм приняли сочувственно, словно в зале тяжело больной. К тому же угрозы террористов касаются Венеции самым непосредственным образом: они пообещали серию терактов в исторических центрах Италии, и теперь город наводнен полицией.

Нет праздника и на экранах. Хотя обещают. На площади Сан Марко, в нарушение всех ее традиций, ударными темпами идет строительство кинозала под открытым небом – растут циклопические конструкции кинопроекционной, киноэкрана и звуковых башен. 10 сентября здесь состоится премьера анимационного фильма «Акулья сказка» (в российском прокате – «Подводная братва» /Shark Tale/ (2004)), который должен перекрыть успех «Шрэка». Но это – вне конкурса. Сам же конкурс пока изумляет заурядностью.

Показал свой новый опус любимец кинокритики Франсуа Озон. Напомню: он долго ходил в маргиналах, делал полулюбительское кино с акцентом в «гейскую» тематику, и первый шум вокруг него подняли в России (приняли его за образец «артхауса»), чем он сам был весьма изумлен. Потом пребывание на обочинах ему надоело, и он стал снимать коммерческие ленты типа «Бассейна» и «8 женщин». С ними и вышел в «мейнстрим». Большим режиссером не стал, но стал модным.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Пять умножить на два"

В новой картине от былого Озона осталось только манерное название «Пять умножить на два» /5х2/ (2004): пять дней из пяти лет совместной жизни одной пары, которая на грани разрыва. Автор убежден, что к отчуждению любящих приводит не рутина, как многие полагают. Он выбирает как раз самые важные дни: рождение ребенка, вечеринка с друзьями, свадьба, – когда особенно проявляется несходство натур. Здесь, считает Озон, закладываются те подводные камни, о которые разобьется любовная лодка. Просмотр оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, все вышито тщательно, и есть синефильская удаль в том, как режиссер от эпизода к эпизоду меняет стилистику: психодрама сменятся драмой социальной, а та – сладчайшим Голливудом («Начнем с Бергмана, а закончим Лелушем» – шутил Озон на съемочной площадке). А с другой стороны, не оставляет ощущение, что все увиденное – игра и лукавство, что пребывание в одной лодке мужчины и женщины режиссеру в принципе кажется неестественным, и именно здесь он видит «нестыковку» натур.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Пять умножить на два"

Картину считают сильным претендентом на одного из венецианских «Львов», но конкурс только начался, и пора прогнозов еще не пришла. Непривычное для себя кино показали китайцы. Ничего общего с монументальными эпопеями, которые прославили их «новую волну». Современная драма «Мир» (в смысле – планета) снята под влиянием датской «Догмы»: много ручной камеры и актерских импровизаций, будничный свет и «размытая» драматургия, т.е. ничего не происходит. Место действия – тематический парк в Пекине, модель мира, где воспроизведены его самые знаменитые пейзажи: Эйфелева башня, Собор святого Петра, египетские пирамиды, венецианская площадь Сан Марко и пр. Герои – артисты танцевального шоу наподобие берлинского Фридрихштадтпаласта. Кто-то кого-то ревнует, у кого-то не сложилась жизнь, ни одна сюжетная завязка не имеет продолжения – все как в жизни, со всей ее шелухой, но возникает стойкое ощущение глобальной бесприютности. Смотреть занятно: такого Пекина мы еще не видели. Еще сохранилась коммунистическая помпезность, но уже растут высотные кварталы, хайвеи с шикарными развязками и такие тематические парки. Перед нами динамичный город, где вместе с буржуазностью нарождаются типичные для общества потребления пороки – разобщенность и плаксивое одиночество в толпе. Эти противоречия быстрой урбанизации еще недавно сельского Китая – фирменная тема 34-летнего режиссера Цзя Чжанке. Ему удалось создать парадоксальный образ пустоты: стерильные конструкции парка, стандартные голоса механических гидов, даже шикарное шоу – все это существует в безлюдном пространстве. Словно землю выжгли нейтронной бомбой, и остались только заведенные людьми механизмы.

В программе «Горизонты» показали картину еще одного экс-маргинала – американца Грегга Араки. Его путь, как и путь Озона, был извилист и скандален: Араки шокировал публику то нетрадиционной тематикой («Поколение экстази», «Поколение игры »Doom«), то названиями своих картин (»Абсолютно затраханный« – самый мягкий перевод, который можно предложить). Потом вдруг снял лирическую картину »Сплендор«, безобидную настолько, что у нас ее крутили по ТВ. В новом фильме »Таинственная кожа« /Mysterious Skin/ (2004) два парнишки были совращены бейсбольным тренером, любителем мальчиков. Потом они подросли, и их пути разошлись – один увлекся инопланетянами, другой, с внешностью юного Виктора Цоя, стал убежденным проститутом. Но потребность разобраться в том, что с ними случилось в детстве, снова приводит их друг к другу. Картина иногда забавна, всегда интересна и несомненно трагична: в ней предстает поколение, для которого любовь – лишь работа, способ повысить жизненный уровень. При всем обилии рискованных эпизодов, которые сближают фильм с легализованным на экранах »подростковым порно«, на уровень серьезного искусства картину выводят исповедальная интонация, великолепная самоирония и отлично разработанные характеры героев, которых сыграли молодые актеры Джозеф Гордон-Левитт, Брэйди Корбет и Мишель Трахтенберг. Араки снял фильм на »запретную« тему артистично и естественно, словно и не подозревая о ее скандальности, и еще раз доказал, что в кино можно говорить обо всем – важно, как и зачем. В России картину выпустит на экран прокатная компания »Кармен«.


Прямая речь

Грегг Араки: Входя в запретную зону

Грегг Араки

Грегг Араки

»Это первая картина, которую я снял на чужой, не мной придуманный сюжет. Роман Скотта Хейма «Таинственная кожа» меня сразу заинтересовал: эта красивая и удивительно мощная по воздействию история в самом буквальном смысле слова довела меня до слез. Такого еще никто не писал. У нас с автором романа общий «бэкграунд» и общая любовь к ориентированной на музыку культуре аутсайдеров. Но я совершенно не знал, как такой роман перенести на экран со всеми его, мягко говоря, необычными ситуациями. И только спустя несколько лет, экспериментируя с «субъективной камерой», понял, как можно сохранить в фильме эту беспокойную перепутанность судеб и легкий лиризм стиля. Меня особенно заинтересовало то, как Скотт Хейм воспроизводит события детства, которые потом оставляют отпечаток на всю жизнь. Он видит их словно глазами ребенка, и это делает опыт, пережитый его героями, универсальным, касающимся каждого из нас.

Конечно, фильм вторгается на территорию запретную, для многих неудобную и раздражающую, такую, которую мы обычно не видим на экранах. Но именно это и убеждало меня в том, что эту картину нужно обязательно сделать. Я хотел, чтобы «Таинственная кожа» так же разбивала сердца зрителей, как фильм «Парни не плачут», чтобы она была такой же спорной, как «Детки», такой же интригующей, как фильмы Дэвида Линча и выписанной таким же тонким пером, как картины Вонга Кар-Вая. И волнуюсь сейчас больше, чем когда бы то ни было".

 18

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Ссылки по теме

Сайт Венецианского кинофестиваля (англ./итал.) Фильмы-участники 61-го Венецианского кинофестиваля (англ.) Венеция-2004: "Доступ" к острову Лидо (Валерий Кичин, "Российская газета") Венеция-2004: Львы на солнцепеке (Валерий Кичин, "Российская газета") Венеция-2004: Секс и любовь по телефону (Валерий Кичин, "Российская газета") Венеция-2004: Право жить и право умирать (Валерий Кичин, "Российская газета") Венеция-2004: Американские голоса с итальянской лагуны (Валерий Кичин, "Российская газета") показать еще

 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть