Наверх
Фильмы 2018 Мстители: Война бесконечности Остров собак Собибор Такси 5 Дэдпул 2 Конченая Хан Соло: Звёздные Войны. Истории Черновик Красный воробей
Имя нам – легион.
10 фильмов об изгнании дьявола
Маленькие несбывшиеся мечты.
10 крутых камео, которые планировались, но не случились
Молодые стрелки.
11 лучших вестернов XXI века
Просто праздник какой-то!
10 фильмов с «календарными» названиями
Повелители времени.
10 знаменитых актеров, которые выглядят моложе своих лет

Фестивали

Венеция-2005: Львы в растерянности

При отсутствии лидеров жюри остается играть в рулетку.

62-й Венецианский кинофестиваль вступил в завершающую фазу. Пришла пора гаданий – кому достанутся Золотые львы Венеции. Прогнозировать как никогда трудно: при полном отсутствии в конкурсе очевидных шедевров и даже достойных этого фестиваля лидеров выиграть может любой.

Варианты

Если жюри сделает упор на политическую актуальность и авторскую бескомпромиссность, то Золотого льва получит стильный и яростный фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи, и удачи» /Good Night, and Good Luck/ (2005) – он предостерегает от новых ущемлений демократических свобод в эпоху терроризма.

Венеция-2005: Кадр из фильма

Венеция-2005: Кадр из фильма "Спокойной ночи, и удачи"

Если жюри пойдет на поводу у зрительских симпатий, то наградит роман двух ковбоев в фильме Энга Ли «Гора Брукбек» (в нашем прокате – «Горбатая гора» /Brokeback Mountain/ (2005)).

Если любит сеансы психоанализа, то может поощрить многоликого Патриса Шеро за мелодраму по новелле Джозефа Конрада «Габриэль» /Gabrielle/ (2005) – полная модных недоговоренностей, она продолжает тему некоммуникабельности из его фильма «Интим» /Intimacy/ (2000).

Если жюри уважит былые заслуги автора, то даст возможность 97-летнему Мануэлю Ди Оливейра снова ощутить полузабытый вкус победы.

Если клюнет на самодовлеющую изысканность формы (напомню, что во главе жюри художник Данте Ферретти), то может обратить внимание на эстетское холодное мастерство Алексея Германа-мл. в «Гарпастуме» (2005).

В фильме Пак Чхан-ука «Сочувствие госпоже Месть» /Chinjeolhan geumjassi/ (2005) есть неплохо сыгранная женская роль – и хотя сам фильм повторяет зады того же Пак Чхан-ука в «Олдбое» /Oldboy/ (2003) и «Сочувствии господину Месть» /Boksuneun naui geot/ (2002), актриса Ли Йон-э вполне заслуживает Золотого льва. Хотя есть еще Шарлотта Рэмплинг, которая в свои годы по-прежнему хороша и имеет отвагу крутить любовь с восемнадцатилетним гаитянским юношей в фильме «К югу» /Vers le sud/ (2005) – отвага заслуживает поощрения.

Венеция-2005: Кадр из фильма

Венеция-2005: Кадр из фильма "Сочувствие госпоже Месть"

Если жюри умеет ценить классическую актерскую школу, то непременно отметит работу Збигнева Запасевича в фильме Кшиштофа Занусси «Персона нон грата» /Persona non grata/ (2005).

Есть еще хозяева поля, итальянцы. Они выдвинули в конкурс сразу четыре фильма, надеясь, что хоть один сработает. Все они поставлены в афишу кучно, к финалу, словно с намеком, что в них что-то есть. Три ленты уже прошли. Женская драма Роберто Фаэнци «Дни одиночества» /Giorni dell'abbandono, I/ (2005) была на премьере ошикана. Абель Феррара показал религиозную картину «Мария» /Mary/ (2005) об актрисе, игравшей Марию Магдалину в кино и так вошедшей в роль, что, бросив съемки, она отправилась в Иерусалим. Кристина Коменчини, дочь великого Луиджи, сняла «Звериное сердце» /Bestia nel cuore, La/ (2005) («Не говори») по собственному роману, где так глубоко проникла в темные тайники женской души, что теряешь веру в человечество. И еще впереди картина Пупи Авати «Вторая ночь свадьбы» /Seconda notte di nozze, La/ (2005) – сельская драма из послевоенных времен. Посмотрим – увидим, но времена, когда итальянское кино было первым в мире, пока явно не возвращаются.

В рейтинге журнала «Ciak» по-прежнему впереди фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи, и удачи». На втором месте – картина португальца Мануэля Ди Оливейры «Волшебное зеркало» /Espelho Magico, O/ (2005), на третьем – влюбленные ковбои из «Горбатой горы» Энга Ли. Лидера, который всех объединил бы любовью и волнением, как это сделал два года назад фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003), теперь нет. Чуда не произошло, и наш конкурсный фильм ажиотажа не вызвал. На пресс-конференцию съемочной группы «Гарпастума» мало кто пришел, даже из наших.

Венеция-2005: Кадр из фильма

Венеция-2005: Кадр из фильма "Гарпастум"

Однако на официальном показе картину приняли тепло, аплодисменты были продолжительными, а член жюри израильский режиссер Амос Гитай даже подошел к Алексею Герману-мл., чтобы лично его поздравить. Газеты в утренних отзывах коротко пересказывают сюжет, характеризуя картину как «утонченную» и «элегантную».

К западу от ада

Программа «Горизонты» показала фильм «К востоку от рая» /East of Paradise/ (2005). Полагаю, он может вызвать гнев многих моих соотечественников, склонных считать, что мы – страна, общество, нация, отечество – всегда правы. То, что это не так, они знают не хуже меня, но признаться не хотят. И думаю, здесь причины многих наших бед.

Выросший в США поляк Лех Ковальский снял свою мать Марию, которая пережила кошмар советского трудового лагеря. Камера стоит и снимает говорящую женщину, а у меня мороз идет по коже – такие рассказы советское кино приводило в фильмах об ужасах гитлеровских концлагерей. В числе сотен польских женщин и детей Марию в товарняке привезли куда-то под Архангельск, и там они днем валили лес, а ночью их изматывали допросами в местной комендатуре НКВД. Это была жизнь, полная телесных и душевных истязаний, унижений и бесправия. Свой рассказ Мария ведет по-польски, перемежая его хорошо выученными русскими словами и до боли нам знакомыми издевательскими выражениями: «Кто не работает, тот не ест» (и за каторжную работу давали по сто граммов хлеба в день), «враги народа», «кулаки»…

Я и хотел бы думать, смотря эту картину, что женщина преувеличивает, что это ее воображение сделало наших людей такими монстрами, – но не могу. Слишком хорошо знакомы каждому из нас эта идеология и эти нравы родных чиновников в форме и без формы, вечно находящихся в состоянии войны с народом, чужим или собственным. Мы к ним привыкли и принимаем за должное – но вот их на собственном опыте познали люди со стороны, и обычное стало бесчеловечным. Через этот сторонний опыт мы можем яснее разглядеть, что это был за строй, в котором Россия жила без малого век. И понять, за что Россию так не любят во всех без исключения странах, которые составляли с ней так называемый братский союз, но старшим братом униженных и оскорбленных.

Этот фильм – просто монолог, говорящая голова. Но его стоило бы показать по нашему телевидению в порядке трудовой терапии: пусть мы наконец поймем, что не всегда правы. В прошлом, настоящем и, боюсь, в будущем.

Секс – орудие пролетариата

Франко-канадская лента Лорана Канте «К югу» /Vers le sud/ (2005), представленная в конкурсе, начинается как соблазнительная туристская история трех далеко уже не молодых и весьма состоятельных дам, которые приехали отдыхать на Гаити. Пальмы, песок, накат волны, нега, дамы хотят расслабиться, хотят любви. Им нужно заполнить в себе некую пустоту. Не случайно же они приехали не куда-нибудь в Майами, а в нищий Гаити, где чернокожие люди, в которых бродит забытое цивилизацией здоровое животное начало. И дамы, как голодные, набрасываются на местного парня, который за вареную курицу дарит им те ощущения, о каких они в своем отрегулированном мире могли только грезить.

Венеция-2005: Кадр из фильма

Венеция-2005: Кадр из фильма "К югу"

За обладание этим нищим парнем они начинают сущую войну друг с другом. Любовная страсть оказывается для них такой же экзотикой, как пальмы и накат волны. Фильм пронизан чувственностью и тоской по чему-то настоящему и первозданному. По животному началу, которое городской человек утратил.

Но это не секс-тур, настаивает режиссер. Его волнуют социальные контрасты. «Мы все по-своему нищие: кому-то не хватает денег, а кому-то – любви, – говорил он в интервью »Российской газете«. – Секс иногда оказывается единственным, что способно преодолеть барьеры между баснословным богатством и безнадежной нищетой, между социальными и расовыми слоями общества».

В фильме замечательно играют Карен Янг и по-прежнему ослепительная Шарлотта Рэмплинг. К разговору с режиссером фильма и его звездами мы еще вернемся.

 61

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть