Сегодня, 16 мая 2007 года, начала свою работу главная выставка достижений мирового кинохозяйства – Каннский кинофестиваль. Как известно, в этом году он пройдет уже в 60-й раз.
Еще загодя организаторы обещали, что зрителей ждет нечто необыкновенное. 60-й фестиваль должен стать и праздником кино, и вернуть важнейшему из искусств эйфоричность раннего синематографа. Получится ли это сделать или нет – станет ясно на этой неделе, однако это тот случай, когда самой идее можно радоваться больше, чем ее воплощению. Так уж вышло, что пиар околофестивальных событий перещеголял новости о самом конкурсе.
В этом году Канн ждет сюрприз сразу от 35 режиссеров, чьи имена – уже давно во всех киноэнциклопедиях. Мэтры, среди которых Вонг Кар-Вай, Вим Вендерс, Роман Полански, Андрей Кончаловский и другие, сняли каждый по 3-х минутной короткометражке, которые были смонтированы в единое кинополотно. Этот проект главный отборщик фестиваля – Тьерри Фремо – уже окрестил «признанием любви к кино».
В этом году в Канне будут чествовать и главного героя нынешнего киносезона – Мартина Скорсезе. После его появления на Лазурном берегу в 1976 году со стриженным наголо Робертом Де Ниро и фильмом «Таксист» /Taxi Driver/ (1976), он стал здесь любимцем, которого всегда ждут. В этот раз Скорсезе есть что показать Канну: в его руках, наконец-то, «Оскар» и право дать мастер-класс для самой титулованной публики.
Этот год также станет своего рода помолвкой Канна и Голливуда. После триумфального старта «Кода Да Винчи» /Da Vinci Code, The/ (2006) в 2004-м году на набережной Круазетт, кинобоссы с Тихоокеанского побережья расценивают фестиваль как настоящий талисман, ведь «Код Да Винчи» собрал в прокате 800 миллионов долларов. Не меньшего успеха голливудские студии ждут и от своих нынешних гонцов. Именно в Канне будет впервые показаны «Тринадцать друзей Оушена» /Ocean's Thirteen/ (2007), на презентацию ленты приедет Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Аль Пачино и Брэд Питт с супругой. Американский десант пополнит Дэвид Финчер с «Зодиаком» /Zodiac/ (2007), Квентин Тарантино, который в этом году участвует в конкурсе с «Доказательство смерти» /Grindhouse. Death Proof/ (2007) и братья Коэны, которые привезли в Канн «Старикам здесь не место» /No Country for Old Men/ (2007).
Что касается самого конкурса, то в этом году его интрига беспокоит всех киноманов мира. Кого считать фаворитом, если среди 22 участников – Эмир Кустурица, Ким Ки-дук, Андрей Звягинцев, Александр Сокуров, Гас Ван Сэнт, – этот вопрос составит недельный смысл жизни для тысяч пишущих кинорепортеров.
Этот год уже называют годом Восточной Европы: страны из бывшего соцлагеря привезут на Круазетт четверть всех лент. Два фильма будут российские, один из Венгрии, один из Румынии и один от Сербии. Как признается Тьерри Фремо, это самое большое число конкурсных лент со времен падения Берлинской стены. Что касается отечественных картин – то их участие в конкурсе до последних минут было под вопросом. Фамилии Звягинцева и Сокурова были названы организаторами фестиваля в день официального оглашения списка конкурсантов.
В 2007 году Канн открывает моду и на документальное кино. Свой очередной гражданский кинопроект привез любимец фестиваля Майкл Мур. После триумфального «Фаренгейта 9/11» /Fahrenheit 9/11/ (2004), гражданин Мур теперь собирается «резать правду-матку» в ленте «Сайко» /Sicko/ (2007). Но уже вне конкурса. Режиссер, по официальным данным, не успел смонтировать картину к положенному сроку подачи заявок. Помимо этого, свой неигровой фильм Леонардо ДиКаприо привез Леонардо ДиКаприо.
В этом году в Канне ждали и президента Франции. До этой недели организаторы , как и вся страна, не знали, кто же им окажется. Новый лидер республики – Николя Саркози – вежливо отверг приглашение от поездки в Канн, проигнорировав тот факт, что пропускает не какой-ибудь, а все-таки юбилейный киносмотр. В Канне говорят, что Жак Ширак такого бы себе не позволил. Но в вечер открытия, когда гости будут съезжаться к красной ковровой дорожке дворца фестиваля, Саркози, сразу же после официальной церемонии инаугурации, будет принимать код от «ядерного чемоданчика». А это, все же, причина более чем уважительная.