Один из наиболее ярких примеров того, как нуар продолжает свое
существование и развитие: игра “L.A. Noire”, чье название довольно
прямолинейно отсылает к канонам этого кинонаправления.
Дело происходит в Лос-Анджелесе 1947 года. Коул Фелпс, свежеиспеченный
ветеран Второй мировой, пошел служить в полицию, чтобы искупить свои
фронтовые грехи — типично-нуарные флешбэки с ужасами войны донимают
нашего героя. Он начинает простым патрульным, но вскоре его ум, смелость
и прочие положительные качества привлекают к нему внимание начальства.
Вместе с Фелпсом мы поднимаемся по карьерной лестнице, кочуя по разным
отделам и раскрывая дела, основанные на архивных данных полицейского
управления Лос-Анджелеса. Убийства и поджоги, наркобизнес и коррупция —
знакомая, плодородная почва для урожая нуарного мрачняка (роковые
женщины прилагаются). Игру можно даже переключить в черно-белый режим
для пущей атмосферности, и хотя характерного контрастного освещения не
получится, деталь все равно очень трогательная.
С кино игру связывают не только название и тематика. Это повествование,
как и любой фильм, в первую очередь зависит от убедительности актерских
работ, и здесь они достигли беспрецедентного для видеоигр уровня
качества. Специально для “L.A. Noire” была разработана технология
MotionScan — вариация на тему performance capture, только здесь на
исполнителей не цепляют датчики, а снимают их собственные лица с разных
ракурсов 32 камерами. Изображения хитрым образом комбинируются и
накладываются на игровую 3D-модель. В итоге мы видим не просто чью-то
оцифрованную мимику, а настоящую актерскую игру без анимационных
прикрас, перенесенную с минимальными потерями и всеми сопуствующими
индивидуальными морщинками, прищурами и ассиметриями. Выглядит, кроме
шуток, потрясающе: лишь порой промелькнет ощущение легкой
«виртуальности», а все остальное время смотришь фактически на живых
людей.
Сделано это не просто ради того, чтобы похвастаться, дескать, вот у нас
тут все как в кино (хотя по степени «аутентичности» актерской игры “L.A.
Noire” пока и впрямь впереди планеты всей). Один из ключевых навыков
детектива — умение вести допрос. Где нужно — надавить, где нужно —
проявить мягкость и сочувствие; вовремя отступить или, наоборот,
пригвоздить размякшего негодяя неоспоримым доказательством вины.
Благодаря MotionScan и, собственно, качественной режиссуре, при допросе
можно четко видеть все эти бегающие глазки, нервно дергающиеся щеки, не к
месту нахмуренные брови и прочие нюансы. Грамотно выстроенный допрос —
половина успеха.
Детектива Фелпса блестяще сыграл Аарон Стейтон, до того прославившийся
ролью эккаунт-менеджера Кена Косгроува в сериале «Безумцы» (“Mad Men”).
Актеров из этой великолепной телевизионной саги здесь вообще встречается
немало, но в большей степени игру с сериалом роднит внимание к бытовым
деталям и исторической достоверности. Это вполне серьезная экскурсия в
эпоху послевоенного Голливуда — в подробно обставленных интерьерах и на
тщательно воспроизведенных по архивным фотоматериалам улицах с трудом
можно найти какие бы то ни было анахронизмы. Костюмы, мебель,
автомобили; да что там — даже форма уличных урн и лежащий в них мусор
(который по долгу службы не раз придется изучать) воспроизведены с
максимальной точностью. Популярная в те годы музыка усиливает и без того
мощный эффект погружения.
Если умелый допрос — половина успеха, то вторая половина — это, конечно,
сбор и анализ улик, без которых невозможно выстроить никакое обвинение.
Даже мельчайшие детали не должны ускользнуть от внимания детектива,
иначе на допросе будет попросту не о чем говорить. Кстати, именно поиск
улик в основном побуждает к повторному прохождению игры — все их с
первого раза найти довольно трудно, а от их наличия или отсутствия ход
дела может поменяться кардинальным образом.
Разумеется, Фелпсу придется столкнуться не только с тихой
криминалистической работой. Пешие и автомобильные погони, драки и
перестрелки также имеют место и реализованы на крепком голливудском
уровне (речь, понятно, не только о месте действия). Правда, в нуаре
подобные экшн-сцены редко являются центральным элементом, и здесь их
тоже не назовешь гвоздем программы — скорее, это лишь средство
расслабить головной мозг, переключившись на задачи для мозга спинного.
Характерной для видеоигр бесшабашности насилия, здесь нет вовсе —
напротив, наш герой неохотно достает табельное оружие и не проявляет
никакой кровожадности. Уместно вспомнить, что он пошел в полицию ради
служения общественному благу, а не ради охоты на людей.
Игра, несколько раньше вышедшая на Западе, уже собрала массу
восторженных отзывов критики, и по праву заняла место в коллекции
«жанровых» кинематографичных игр Rockstar Games, рядом с “Grand Theft
Auto IV” и “Red Dead Redemption”. “L.A. Noire” весьма уверенно выглядит и
как линейное повествование, и как интерактивное развлечение, не говоря
уж о всяких там передовых технологиях и прочих графических прелестях.
Отдельным достижением можно считать то, как интересно авторам удалось
воспроизвести изысканную noir-атмосферу, пусть их произведение и следует
называть уже чем-то вроде пост-нео-нуара. Продолжение и/или экранизация
явно не за горами.
Голливудская чернуха
Все знают, что такое film noir, и в то же время никто толком не
знает, что это такое. Одно из самых влиятельных, разнообразных и мрачных
течений в кинематографе XX века оставило столь гигантский след на
ландшафте современного искусства, что его очертания даже не всегда можно
охватить взглядом. Но мы попытались.
Нуар — весьма своеобразное явление. Начать хотя бы с того, что не
существует общепризнанного мнения по поводу классификации нуара: жанр
это, стиль или, скажем, настроение. Нет у нуара и каких-то обязательных и
определяющих его характеристик, которые есть у военной драмы или там
мюзикла, в которые можно ткнуть пальцем и сказать — ну вот же, смотрите,
верный жанровый признак. Наконец, сами создатели фильмов-нуар не
называли так свое творчество. Этот термин, придуманный в 1946 году
французским критиком Нино Франком, получил широкое распространение лишь в
начале 70-х, когда классический нуар уже давно закончился.
Тем не менее, при словах film noir у каждого в голове возникает хоть и
расплывчатый, но довольно сильный образ, сплетающийся из трудноуловимых
нитей — отчаяние, роковая страсть, обреченность... Племянник
криминальной драмы, кузен психологического триллера, нуар — это поэзия
крайностей, сумрачная ода порочной, но чувственной жизни, где за маской
цинизма тлеют угольки истинных чувств. Впрочем, и такое определение,
конечно, далеко не исчерпывающе.
То движение, которое кинокритики потом ретроспективно запишут в
«классический нуар», родилось в начале 40-х (некоторые фильмы конца 30-х
теперь называют прото-нуаром) под влиянием двух течений в тогдашнем
современном искусстве. У немецкого экспрессионизма («Кабинет доктора
Калигари», «Носферату», «Метрополис») нуар позаимствовал визуальную
эстетику и общий фокус на внутренних переживаниях героев — в отличие от
более привычных для тогдашнего Голливуда «экстравертных» романтических и
приключенческих форматов. У американского «крутого детектива» (Дэшил
Хэммет, Рэймонд Чандлер, Микки Спиллейн) нуар взял лексику, сомнительные
моральные качества своих героев и определенное «реалистическое»
смакование грубости секса и жестокости насилия, которые еще не были
свойственны кинематографу тех лет.
Итак, черно-белая картинка с контрастным low-key освещением, закадровый
голос, циничный (анти)герой, роковая женщина, пара трупов, дождь,
загадка... С большой долей вероятности, так вы представляете себе
классический нуар сороковых-пятидесятых. Однако стоит вспомнить, что
самого понятия «нуар» практически не существовало в те годы — режиссеры
не пытались вписаться в какой-то четко сформулированный канон. Это было
некое урбанистическо-пессимистическое ощущение, витавшее в воздухе.
Фильмы нуар охватывали довольно широкий жанровый спектр, и для множества
авторов они были лишь дежурной попыткой ухватить текущий цайтгайст и
поиметь с него свой гешефт.
В нуаре отметились Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Джон Хьюстон, Отто
Премингер, Билли Уайлдер, Жюль Дассен и даже Стэнли Кубрик, но
большинство ранних (да и не только ранних) нуаров, снятых с
малоизвестными актерами и скромными бюджетами, можно смело записывать в
категорию «B». И в то же время именно благодаря этим еще далеким от
мейнстрима смельчакам мы обязаны тому разнообразию кино, которое мы
наблюдаем сейчас. Партизанская борьба с кодексом Хейса (сводом цензурных
правил 1930-1968 гг., включавших в себя, в частности, запрет на
изображение успешных преступлений и, разумеется, откровенных сексуальных
сцен) и посильное нарушение различных кинематографических табу
существенно расширили тогдашние творческие границы. Сложное чередование
мест и времени действия, флешбэки, нелинейная хронология,
псевдодокументалистские приемы, популяризация антигероев — столь многое
из того, что мы ценим в современном кино, уходит корнями в эпоху нуара.
Конечно, проходит не так много времени, прежде чем экспериментальный
авангард превращается в мейнстрим, если он пришелся по душе публике. Уже
к середине 50-х рынок оказался перенасыщен подобной продукцией — штампы
нуара превратились в объект пародий и насмешек, образ закаленного
тяжелой жизнью циника потерял привлекательность, роковые женщины навязли
в зубах. В сытом преддверии 60-х пессимизм и фатализм перестали
соответствовать духу времени. Классический нуар выдохся...
...Лишь с тем, чтобы уступить место тому течению, которое вскоре станут
называть нео-нуаром. Только дурак сочтет привлекательность мрачных бездн
человеческой психики «просто модой», а потому, с учетом уже имеющегося
багажа, вполне закономерно выглядит появление таких картин, как «Мыс
страха», «Кандидат от Манчжурии», «Чайнатаун», «Таксист», «Вдребезги»,
«Основной инстинкт», «Бешеные псы», «Семь», «Секреты Лос-Анджелеса»,
«Помни» и массы других, не менее прекрасных фильмов.
Влияние нуара можно проследить в развитии готической субкультуры,
нуарные оттенки отчетливо видны в киберпанке, визуальная стилистика
нуара послужила фундаментом множества антиутопий. Без нуара невозможно
представить себе добрую половину комиксных экранизаций, Пак Чхан Ук
никогда бы не прославился, и даже в видеоиграх мы не досчитались бы
изрядного количества антигероев. И хотя чаще мы называем это все просто
«триллер», не стоит забывать, что где-то за блеском крупнобюджетных
нарядов и грудой накачанных современной поп-культурой мышц бьется черное
сердце нуара.