L.A. Noire

Интерактивный нуар

Один из наиболее ярких примеров того, как нуар продолжает свое существование и развитие: игра “L.A. Noire”, чье название довольно прямолинейно отсылает к канонам этого кинонаправления.

Дело происходит в Лос-Анджелесе 1947 года. Коул Фелпс, свежеиспеченный ветеран Второй мировой, пошел служить в полицию, чтобы искупить свои фронтовые грехи — типично-нуарные флешбэки с ужасами войны донимают нашего героя. Он начинает простым патрульным, но вскоре его ум, смелость и прочие положительные качества привлекают к нему внимание начальства. Вместе с Фелпсом мы поднимаемся по карьерной лестнице, кочуя по разным отделам и раскрывая дела, основанные на архивных данных полицейского управления Лос-Анджелеса. Убийства и поджоги, наркобизнес и коррупция — знакомая, плодородная почва для урожая нуарного мрачняка (роковые женщины прилагаются). Игру можно даже переключить в черно-белый режим для пущей атмосферности, и хотя характерного контрастного освещения не получится, деталь все равно очень трогательная.

С кино игру связывают не только название и тематика. Это повествование, как и любой фильм, в первую очередь зависит от убедительности актерских работ, и здесь они достигли беспрецедентного для видеоигр уровня качества. Специально для “L.A. Noire” была разработана технология MotionScan — вариация на тему performance capture, только здесь на исполнителей не цепляют датчики, а снимают их собственные лица с разных ракурсов 32 камерами. Изображения хитрым образом комбинируются и накладываются на игровую 3D-модель. В итоге мы видим не просто чью-то оцифрованную мимику, а настоящую актерскую игру без анимационных прикрас, перенесенную с минимальными потерями и всеми сопуствующими индивидуальными морщинками, прищурами и ассиметриями. Выглядит, кроме шуток, потрясающе: лишь порой промелькнет ощущение легкой «виртуальности», а все остальное время смотришь фактически на живых людей.

Сделано это не просто ради того, чтобы похвастаться, дескать, вот у нас тут все как в кино (хотя по степени «аутентичности» актерской игры “L.A. Noire” пока и впрямь впереди планеты всей). Один из ключевых навыков детектива — умение вести допрос. Где нужно — надавить, где нужно — проявить мягкость и сочувствие; вовремя отступить или, наоборот, пригвоздить размякшего негодяя неоспоримым доказательством вины. Благодаря MotionScan и, собственно, качественной режиссуре, при допросе можно четко видеть все эти бегающие глазки, нервно дергающиеся щеки, не к месту нахмуренные брови и прочие нюансы. Грамотно выстроенный допрос — половина успеха.





L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

Детектива Фелпса блестяще сыграл Аарон Стейтон, до того прославившийся ролью эккаунт-менеджера Кена Косгроува в сериале «Безумцы» (“Mad Men”). Актеров из этой великолепной телевизионной саги здесь вообще встречается немало, но в большей степени игру с сериалом роднит внимание к бытовым деталям и исторической достоверности. Это вполне серьезная экскурсия в эпоху послевоенного Голливуда — в подробно обставленных интерьерах и на тщательно воспроизведенных по архивным фотоматериалам улицах с трудом можно найти какие бы то ни было анахронизмы. Костюмы, мебель, автомобили; да что там — даже форма уличных урн и лежащий в них мусор (который по долгу службы не раз придется изучать) воспроизведены с максимальной точностью. Популярная в те годы музыка усиливает и без того мощный эффект погружения.

Если умелый допрос — половина успеха, то вторая половина — это, конечно, сбор и анализ улик, без которых невозможно выстроить никакое обвинение. Даже мельчайшие детали не должны ускользнуть от внимания детектива, иначе на допросе будет попросту не о чем говорить. Кстати, именно поиск улик в основном побуждает к повторному прохождению игры — все их с первого раза найти довольно трудно, а от их наличия или отсутствия ход дела может поменяться кардинальным образом.

Разумеется, Фелпсу придется столкнуться не только с тихой криминалистической работой. Пешие и автомобильные погони, драки и перестрелки также имеют место и реализованы на крепком голливудском уровне (речь, понятно, не только о месте действия). Правда, в нуаре подобные экшн-сцены редко являются центральным элементом, и здесь их тоже не назовешь гвоздем программы — скорее, это лишь средство расслабить головной мозг, переключившись на задачи для мозга спинного. Характерной для видеоигр бесшабашности насилия, здесь нет вовсе — напротив, наш герой неохотно достает табельное оружие и не проявляет никакой кровожадности. Уместно вспомнить, что он пошел в полицию ради служения общественному благу, а не ради охоты на людей.

Игра, несколько раньше вышедшая на Западе, уже собрала массу восторженных отзывов критики, и по праву заняла место в коллекции «жанровых» кинематографичных игр Rockstar Games, рядом с “Grand Theft Auto IV” и “Red Dead Redemption”. “L.A. Noire” весьма уверенно выглядит и как линейное повествование, и как интерактивное развлечение, не говоря уж о всяких там передовых технологиях и прочих графических прелестях. Отдельным достижением можно считать то, как интересно авторам удалось воспроизвести изысканную noir-атмосферу, пусть их произведение и следует называть уже чем-то вроде пост-нео-нуара. Продолжение и/или экранизация явно не за горами.

Голливудская чернуха

Все знают, что такое film noir, и в то же время никто толком не знает, что это такое. Одно из самых влиятельных, разнообразных и мрачных течений в кинематографе XX века оставило столь гигантский след на ландшафте современного искусства, что его очертания даже не всегда можно охватить взглядом. Но мы попытались.

Нуар — весьма своеобразное явление. Начать хотя бы с того, что не существует общепризнанного мнения по поводу классификации нуара: жанр это, стиль или, скажем, настроение. Нет у нуара и каких-то обязательных и определяющих его характеристик, которые есть у военной драмы или там мюзикла, в которые можно ткнуть пальцем и сказать — ну вот же, смотрите, верный жанровый признак. Наконец, сами создатели фильмов-нуар не называли так свое творчество. Этот термин, придуманный в 1946 году французским критиком Нино Франком, получил широкое распространение лишь в начале 70-х, когда классический нуар уже давно закончился.

Тем не менее, при словах film noir у каждого в голове возникает хоть и расплывчатый, но довольно сильный образ, сплетающийся из трудноуловимых нитей — отчаяние, роковая страсть, обреченность... Племянник криминальной драмы, кузен психологического триллера, нуар — это поэзия крайностей, сумрачная ода порочной, но чувственной жизни, где за маской цинизма тлеют угольки истинных чувств. Впрочем, и такое определение, конечно, далеко не исчерпывающе.

То движение, которое кинокритики потом ретроспективно запишут в «классический нуар», родилось в начале 40-х (некоторые фильмы конца 30-х теперь называют прото-нуаром) под влиянием двух течений в тогдашнем современном искусстве. У немецкого экспрессионизма («Кабинет доктора Калигари», «Носферату», «Метрополис») нуар позаимствовал визуальную эстетику и общий фокус на внутренних переживаниях героев — в отличие от более привычных для тогдашнего Голливуда «экстравертных» романтических и приключенческих форматов. У американского «крутого детектива» (Дэшил Хэммет, Рэймонд Чандлер, Микки Спиллейн) нуар взял лексику, сомнительные моральные качества своих героев и определенное «реалистическое» смакование грубости секса и жестокости насилия, которые еще не были свойственны кинематографу тех лет.

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

L.A. Noire

Итак, черно-белая картинка с контрастным low-key освещением, закадровый голос, циничный (анти)герой, роковая женщина, пара трупов, дождь, загадка... С большой долей вероятности, так вы представляете себе классический нуар сороковых-пятидесятых. Однако стоит вспомнить, что самого понятия «нуар» практически не существовало в те годы — режиссеры не пытались вписаться в какой-то четко сформулированный канон. Это было некое урбанистическо-пессимистическое ощущение, витавшее в воздухе. Фильмы нуар охватывали довольно широкий жанровый спектр, и для множества авторов они были лишь дежурной попыткой ухватить текущий цайтгайст и поиметь с него свой гешефт.

В нуаре отметились Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Джон Хьюстон, Отто Премингер, Билли Уайлдер, Жюль Дассен и даже Стэнли Кубрик, но большинство ранних (да и не только ранних) нуаров, снятых с малоизвестными актерами и скромными бюджетами, можно смело записывать в категорию «B». И в то же время именно благодаря этим еще далеким от мейнстрима смельчакам мы обязаны тому разнообразию кино, которое мы наблюдаем сейчас. Партизанская борьба с кодексом Хейса (сводом цензурных правил 1930-1968 гг., включавших в себя, в частности, запрет на изображение успешных преступлений и, разумеется, откровенных сексуальных сцен) и посильное нарушение различных кинематографических табу существенно расширили тогдашние творческие границы. Сложное чередование мест и времени действия, флешбэки, нелинейная хронология, псевдодокументалистские приемы, популяризация антигероев — столь многое из того, что мы ценим в современном кино, уходит корнями в эпоху нуара.

Конечно, проходит не так много времени, прежде чем экспериментальный авангард превращается в мейнстрим, если он пришелся по душе публике. Уже к середине 50-х рынок оказался перенасыщен подобной продукцией — штампы нуара превратились в объект пародий и насмешек, образ закаленного тяжелой жизнью циника потерял привлекательность, роковые женщины навязли в зубах. В сытом преддверии 60-х пессимизм и фатализм перестали соответствовать духу времени. Классический нуар выдохся...

...Лишь с тем, чтобы уступить место тому течению, которое вскоре станут называть нео-нуаром. Только дурак сочтет привлекательность мрачных бездн человеческой психики «просто модой», а потому, с учетом уже имеющегося багажа, вполне закономерно выглядит появление таких картин, как «Мыс страха», «Кандидат от Манчжурии», «Чайнатаун», «Таксист», «Вдребезги», «Основной инстинкт», «Бешеные псы», «Семь», «Секреты Лос-Анджелеса», «Помни» и массы других, не менее прекрасных фильмов.

Влияние нуара можно проследить в развитии готической субкультуры, нуарные оттенки отчетливо видны в киберпанке, визуальная стилистика нуара послужила фундаментом множества антиутопий. Без нуара невозможно представить себе добрую половину комиксных экранизаций, Пак Чхан Ук никогда бы не прославился, и даже в видеоиграх мы не досчитались бы изрядного количества антигероев. И хотя чаще мы называем это все просто «триллер», не стоит забывать, что где-то за блеском крупнобюджетных нарядов и грудой накачанных современной поп-культурой мышц бьется черное сердце нуара.