Наверх

Назад

Разговор с Копполой


Мы публикуем уникальное
подробное интервью по
переписке, которое
режиссер Марк Романек
взял у Фрэнсиса Форда
Копполы

Марк Романек: Когда вы были маленьким, какие фильмы произвели на вас наибольшее впечатление и почему?
Фрэнсис Форд Коппола: Из фильмов, которые я видел в детстве, я лучше всего помню «Белоснежку и семь гномов», «Три кабальеро», «Облик грядущего» и «Багдадского вора». Вероятно, это связано с моей любовью к волшебным сказкам. Не знаю как, но я научился читать еще до того, как пошел в детский сад, и я обожал волшебные сказки братьев Гримм и Ханса Кристиана Андерсена.
Романек: К каким фильмам вы чаще всего обращаетесь за вдохновением и почему?
Коппола: К великим фильмам Куросавы (потому что они одновременно развлекают и метафорически рассуждают о жизни и о проблемах бытия), «Пеплу и алмазу», «8 1/2», «Лучшим годам нашей жизни», потому что они затрагивают важнейшие духовные вопросы и пытаются осмыслить и понять современную жизнь.
Романек: Какой лучший совет о создании фильмов вам когда-либо дал другой кинематографист?
Коппола: Никогда не снимать одинаковые дубли – все время что-то менять, пробовать новые идеи, новые оттенки. Нет ничего печальнее, чем отсмотреть семь или восемь дублей и увидеть, что у них всех одни и те же недостатки в одних и тех же местах.
Романек: Кто вам это посоветовал?
Коппола: Арам Авакян, монтажер и режиссер «Конца дороги» и «Джаза в летний день». Еще, кажется, Вуди Аллен как-то сказал, что Фред Циммерман говорил, что надо снимать четыре дубля: медленный, быстрый, мягкий и громкий. Но, может быть, я путаю. Может быть, там говорилось про три дубля: радостный, печальный и нейтральный.
Романек: Много написано о том, с каким трудом проходили съемки «Крестного отца», однако он получился безусловным шедевром. Есть ли связь между тем, в какой атмосфере проходят съемки, и тем, каким в итоге получается фильм?
Коппола: Честно говоря, я до конца не понимаю, как в результате столь мучительных съемок может получиться хорошо принятое зрителями кино. Наверно, дело в том, что, когда пытаешься создать что-то новое, люди чувствуют себя неуютно, и фильм поначалу кажется провальным, тогда как на самом деле он предлагает новый взгляд на искусство.
Романек: Есть ли, на ваш взгляд, кинематографист или кинематографисты, чьи фильмы особенно сильно недооценены зрителями и/или киносообществом? Если да, то кто это и почему?
Коппола: Наверно, Бил Фридкин – его фильмы весьма амбициозны, и они достигают поставленных целей на очень высоком художественном уровне.
Романек: Оглядываясь назад и вспоминая ваше творчество, можете ли вы выделить повторяющиеся темы, образы или мотивы? Если да, то какое значение они для вас имеют?
Коппола: Для меня в искусстве две стороны: коммерческая и художественная. В идеале, конечно, в фильме должно быть и то и другое. Я всегда старался раздвигать границы искусства и одновременно делать мои фильмы душераздирающе человечными. Когда ставишь себе такие задачи, заранее обрекаешь себя на неудовлетворение.
Романек: Что больше всего удивило вас в вашем творческом пути?
Коппола: Фильмы, которые я поначалу считал провалами, потому что они были плохо приняты, и которые со временем стали считаться классикой. Иногда мне кажется, что фильмы можно начинать оценивать лишь через десять лет после премьеры.
Романек: О чем вы как режиссер больше всего сожалеете?
Коппола: О том, что в последний момент, всего за несколько недель до начала съемок, послушался моих сотрудников и отказался от идеи снять «От всего сердца» несколькими камерами, как телесериал в прямом эфире.
Романек: Можете ли вы сформулировать, что делает фильм удачным и популярным в течение многих лет?
Коппола: Сбалансированное сочетание глубины, сложности, страстности и увлекательности.
Романек: Помимо технических профессиональных навыков, что важнее всего знать и уметь создателю фильма?
Коппола: Наверно, он должен знать, как в двух-трех словах определить тему своего фильма и как обыграть свои личные переживания в жанре, в котором он работает.
Романек: Не могли бы вы рассказать о точке зрения в киноискусстве – о сценах, снятых с точки зрения персонажа, и о выборе точки зрения вообще? Как часто вы думаете об этом, когда работаете над фильмом?
Коппола: Как и в литературе, точка зрения в кино очень важна. Кто видит или кто переживает происходящее, чьим голосом рассказывается история? А если точка зрения меняется, то почему это происходит и от какого персонажа к какому она переходит? Есть много подходов к использованию точки зрения. Она может меняться от фрагмента к фрагменту, меняться внутри сцены или оставаться объективной. Все это очень сложные проблемы, а их решения еще сложнее.
Романек: Какие недавние фильмы вас впечатлили? Картины каких режиссеров младшего поколения вы находите интересными или вдохновляющими?
Коппола: Уэс Андерсон, Пол Томас Андерсон, Джеймс Грей, моя дочь София, Дэвид О. Расселл, Стивен Содерберг, Тамара Дженкинс, Сара Полли – нам очень повезло с новыми поколениями режиссеров. Я мог бы назвать еще немало имен. Что касается фильмов, то я люблю те, каких еще не видел.
Романек: После работы над столькими фильмами увлекает ли вас еще искусство кино? С оптимизмом ли вы смотрите в его будущее? Если да, то почему?
Коппола: Когда открываешь для себя волшебство кинематографа, ты влюбляешься в него навсегда. А так как это молодое искусство, нас ждет еще много перемен – они были в прошлом, и они будут в будущем.
Романек: Что вы можете посоветовать экранизаторам литературных произведений?
Коппола: Всегда делайте пометки на полях при первом чтении. Всегда пытайтесь свести страницы текста к экранным мгновениям и сокращайте число персонажей. И всегда ищите способы выразить кинематографически то, что автор описывает словами. Помните, что самые сильные чувства выражаются без слов.
Романек: Знаете ли вы какой-нибудь режиссерский «трюк» или несколько трюков, которые не раз вас спасали?
Коппола: Для каждого своего фильма я всегда снимаю сцену, в которой главный герой отвечает на телефонный звонок или делает его. Причем актер стоит спиной к камере, чтобы не было видно, что он говорит. Также я стараюсь сократить число переодеваний героя, чтобы потом можно было использовать дубли из одних сцен для монтажа других и чтобы одежда вас при этом не выдала.
Романек: Следите ли вы за разработками производителя очков виртуальной реальности Oculus Rift, которого недавно за два миллиарда долларов купила компания Facebook? Пробовали ли вы эти очки? Что вы думаете о потенциале искусства виртуальной реальности?
Коппола: С этой технологией, конечно, будет интересно поиграть. Но мне куда интереснее то, что сейчас можно меньше чем за 30 тысяч долларов купить «телестудию в чемодане» и организовать прямой эфир с несколькими камерами. «Живое» кино для меня – самое интересное художественное направление из всех, которые сейчас открываются.