Наверх

Назад

Лабиринт дель Торо


Гильермо дель Торо
рассказывает о ранее не
публиковавшихся
концепт-иллюстрациях
для его шедевра
«Лабиринт Фавна»

«Кабинеты большинства режиссеров расположены рядом с кабинетами продюсеров, – рассказывает Гильермо дель Торо. – Я же выбрал для себя офис в арт-департаменте. Я каждый день, семь дней в неделю, работаю с художниками и дизайнерами». Это объясняет, почему фильмы дель Торо, от «Хроноса» до «Тихоокеанского рубежа», столь живописны и почему они кажутся одновременно реальными и фантастическими – их дизайну было уделено очень много режиссерского внимания. Ярче всего эта особенность творчества мексиканского постановщика проявилась в «Лабиринте Фавна», его самой личной и самой выдающейся картине. Фильм 2006 года был номинирован на несколько «Оскаров», и благодаря ему жанрового режиссера во всем мире признали гением. Он до сих пор очень дорог дель Торо. «На фестивалях комиксов и фантастики посетители предпочитают “Хеллбоя”, – рассказывает он EMPIRE. – Во всех прочих местах “Лабиринт” ставят выше». Дель Торо отвлекся от съемок своего нового фильма «Багровый пик», чтобы рассказать о прежде не публиковавшихся концепт-иллюстрациях, созданных для его мрачной и жестокой сказки-притчи на испанском языке.

ДЕРЕВО
КАРЛОС ХИМЕНЕС

Меня вдохновило дерево, которое я видел в Испании, – фиговое дерево, столь огромное, что его можно было принять за дом. Мне понравился его уникальный облик. Я хотел, чтобы дерево напоминало не только фавна, но и фаллопиевы трубы. Для меня это символ того, что героиня считает раем возвращение в утробу. Она снова хочет стать младенцем в чреве матери. Мы шутили, что отверстие в дереве – это утроба с видом на лес. Но это также рога фавна. Первые наброски сделал Карлос Хименес, потрясающий художник комиксов, с которым я работал над «Хребтом дьявола».
ТРОН БЛЕДНОГО ЧЕЛОВЕКА
РАУЛЬ МОНХЕ

Я в своих фильмах очень осторожно работаю с красным цветом. Он имеет для меня особое значение. В «Хеллбое» он символизирует одно, в «Лабиринте Фавна» – другое. Я знал, что весь зал Бледного человека должен был быть золотым и красным, потому что я хотел показать роскошь и намекнуть, что действие развивается как бы внутри человека, в его брюхе. Обратите внимание, что весь банкет одного цвета – красного. Я хотел, чтобы Бледный человек символизировал прожорливость, жажду пожирать невинность и детей. Также он олицетворяет власть. Может быть, это Церковь – организация, которая мне кажется очень страшной. Или что-то еще. Главным для меня было показать пугающую роскошь.
КАБИНЕТ ВИДАЛЯ
РАУЛЬ МОНХЕ

Я хотел показать, что капитан (Видаль в исполнении Серхи Лопеса) заперт внутри отцовских часов, что он не может выбраться из отцовской тени. В начальной сцене он чинит шестеренки этих часов. Я хотел, чтобы его кабинет был окружен шестеренками, но я не мог показать часовую башню в горах, потому что там таких башен не бывает. Так что я решил использовать большую мельницу. Этот дизайн придумал Рауль Монхе – я всегда тщательно подбираю дизайнеров. Так же тщательно, как актеров. Я попросил его нарисовать кабинет по фотографиям реальных зданий, а не придумывать из головы неправдоподобный кинодизайн.
ТРИ РТА
РАУЛЬ МОНХЕ

Я как-то прочел, что мы, млекопитающие, тяготеем к повествованиям с тремя элементами. Поэтому сказки строятся по Закону трех: три желания, три поросенка, три двери. Эти три дверцы, из которых Офелия должна выбрать одну, вдохновлены парком в итальянском городе Бомарцо, а также Устами истины в Риме. Очень трудно было нарисовать три лица так, чтобы они сливались в одно. Но я хотел, чтобы дизайн воплощал идею выбора. Поэтому лица отчасти сливаются, усложняя для Офелии выбор нужной дверцы.
КОРИДОР БЛЕДНОГО ЧЕЛОВЕКА
РАУЛЬ МОНХЕ

С коридором забавно вышло. У нашего фильма был очень маленький бюджет. Многие думают, что «Лабиринт» – дорогая картина, но у нас было всего 13 миллионов евро, около 19 миллионов долларов по тогдашнему курсу. Так что мы смогли построить лишь короткий коридор, а я хотел, чтобы он казался бесконечным. Поэтому мы придали ему изгиб. Когда Офелия убегает от Бледного человека, она три раза пробегает по одному и тому же коридору! Весь этот коридор был длиной всего десять ее шагов. Как и все, что связано с Бледным человеком, арки нарисованы в форме ртов.
КАМИН
РАУЛЬ МОНХЕ

Еще один рот для Бледного человека. Его трон похож на рот, и у его стола тоже есть рты. Я попросил Рауля Монхе создать камин с почти что лицом, со ртом и глазами, который невнимательный зритель мог бы принять за обычный камин. В «Багровом пике» мы сейчас тоже прячем лица в мебели и убранстве особняка.
МОНОЛИТ
КАРЛОС ХИМЕНЕС

Этот дизайн основан на яме в Португалии, стране множества волшебных историй. Когда я увидел фотографии этой ямы, я сделал пометку в записной книжке. На этом монолите вы видите лицо фавна, нарисованное в кельтском стиле. Их графике, кстати, очень трудно подражать. Монолит в центре лабиринта – это отзвук монолита, который Офелия замечает на краю дороги.
ИСТОРИЯ БЛЕДНОГО ЧЕЛОВЕКА
КАРЛОС ХИМЕНЕС

Я всегда говорю, что в кино половина истории рассказывается без слов. И это как раз пример на эту тему: дизайн жилища Бледного человека рассказывает зрителям все, что им нужно знать об этом персонаже. Офелия видит детские туфельки, затем смотрит на стену, и там показывается, как Бледный человек расчленил и сожрал малышей. Я выбрал для EMPIRE эти рисунки, потому что они самые выразительные. Они чуть больше похожи на комиксы, чем те рисунки, которые мы в итоге поместили на фреску, но мы хотели рассказать историю Бледного человека в духе плоской средневековой живописи.
СПАЛЬНЯ ОФЕЛИИ
КАРЛОС ХИМЕНЕС

Мне очень нравится строить композиции из кругов. Для фильма это также важно тематически и визуально. Лабиринт заключен в круге, и фильм начинается и заканчивается с одних и тех же образов. Так устроены и «Хребет дьявола», и «Багровый пик». Мы начинаем с того же, чем заканчиваем. Я нашел фотографии заброшенного индустриального здания, из стен которого вытащили огромные трубы. Я решил, что с ванной в центре это будет смотреться красиво – красиво и причудливо, в сказочном духе, но при этом основано на реальном устройстве водяной мельницы.