Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

4 причины, почему «Кабельщик» — недооценённый шедевр 90-х

… и почему вам нужно срочно его пересмотреть.

Добавить в закладки
4 причины, почему «Кабельщик» — недооценённый шедевр 90-х

14 июня 1996 года в американский прокат вышел The Cable Guy — вторая режиссёрская работа Бена Стиллера, где главные роли исполнили Мэттью Бродерик и Джим Керри. В момент старта проката считалось, что фильм похоронит карьеры всех сопричастных: мол, и у любимого кривляющегося комика здесь слишком мрачная партия, и само кино причудливо вихляет от триллера к комедии и романтической драме. «Кабельщик», безусловно, опередил время. Вынес вердикт эпохе, переосмыслил образ сталкера в цифровом мире, а вместе с ним и амплуа Джима Керри, но что важнее — сделал все эти вещи весело и без надрыва. Да, с финальным назойливым дидактизмом, хотя, скажем честно, тогда это ещё не было нонсенсом, зато как-то по-своему живо и искренне. Рассказываем о четырёх причинах (на самом деле их даже больше), почему вам стоит пересмотреть эту знаковую картину в день её юбилея. Внимание, в тексте встречаются сюжетные спойлеры!

Для начала стоит ввести читателя в курс дела, потому что «Кабельщик» — не самый, в общем-то, популярный фильм на свете, хотя и фанатская база вокруг него сложилась уже давно. Картина Стиллера повествует о странных отношениях двух героев: первый — назойливый кабельщик Чип (Джим Керри), который приехал провести телевидение второму — Стивену (Мэттью Бродерик), недавно разошедшемуся с девушкой и перебравшемуся в холостяцкое гнёздышко. Слово за слово, и вот уже странноватый шепелявый мужчина в синем комбинезоне проводит клиенту платные каналы за бесценок, а ещё через пару минут предложит ему как- нибудь потусоваться. Стивен Ковач ещё не знает, что Кабельщик воспринимает их кратковременное общение куда серьёзнее, поэтому нехотя, но всё же принимает предложение.

Обратная сторона Джима Керри

Джим Керри в роли Чипа на кадре из фильма «Кабельщик»

Джим Керри в роли Чипа на кадре из фильма «Кабельщик»

Вспомните все знаменитые фильмы с Керри — от «Эйса Вентуры» до «Маски» — и задайте себе вопрос: чьими глазами я смотрю на историю? Человеком, который проводит вас по экранному миру, становится персонаж собственно Джима. Где-то авторы, конечно, показывают взгляд со стороны, чтобы подчеркнуть абсурдность поведения героя (например, в «Тупой и ещё тупее»), но суть остаётся одна: нам смешно, потому что Керри играет протагониста, потому что он очаровательный, уморительный и двигает своим безумством всё повествование. Или, иначе говоря, он остаётся нравственным ориентиром всех этих историй: и в «Шоу Трумана», и в «Пингвинах мистера Поппера» мы воспринимаем любого его персонажа как заведомо положительного.

Возможно, как раз это и смутило в своё время критиков и зрителей. Да, Керри был злодеем ещё и в «Бэтмене», но то был совсем другой типаж. В «Кабельщике» его антагонист проходит целую череду трансформаций — от странного рубахи-парни до одержимого сталкера. Получается довольно странный авторский эксперимент: с одной стороны, на экранах мы видим типичного классического кривляющегося Керри, с другой — смотрим на него глазами стороннего человека. А точнее, Стивена, обречённого проводить время с этой гиперэнергичной и хохмящей натурой, в чьём поведении нередко мелькают маниакальные нотки. Будто на полтора часа вы оказались в одной комнате с Ллойдом Кристмасом из «Тупой и ещё тупее», только ещё и способным причинить вам вред.

Камерон Старман в роли юного Чипа/кабельщика на кадре из фильма «Кабельщик»

Камерон Старман в роли юного Чипа/кабельщика на кадре из фильма «Кабельщик»

Вообще «Кабельщик» идеально деконструирует знаменитый образ Керри. Его основные поведенческие паттерны сохранены: он по-прежнему цитирует фильмы, много импровизирует, поёт и чудаковато танцует — короче говоря, исполняет свою типичную роль. Эдакий герой постмодернизма — человек без лица, вбирающий в себя кучу образов и характеров, но не способный открыть миру настоящего себя. Об этом размышлял и «Человек на Луне» Милоша Формана, где Керри вжился в образ Энди Кауфмана, великого пародиста и комика. Чип (хотя настоящего имени у Кабельщика нет: себя он называет как героев любимых шоу и картин) общается цитатами, услышанными в телевизоре, и пытается вести себя так, словно он герой фильма. Всё детство ящик заменял ему мать, а сам он впитывал правду жизни через щёлканье по кнопкам. В финале персонаж даже заявит: I learned the facts of life… from watching „The Facts of Life”. Чип верит, что дружбу можно купить дорогими подарками, а людей — расположить к себе бесплатно проведёнными каналами на кабельном.

 

Есть ли жизнь после рекламной паузы?

Мэттью Бродерик в роли Стивена Ковача на кадре из фильма «Кабельщик»

Мэттью Бродерик в роли Стивена Ковача на кадре из фильма «Кабельщик»

Но сатира «Кабельщика» скрыта не только в образе Чипа. На протяжении всего фильма Стивен, листающий каналы по телевизору, то и дело натыкается на громкое судебное разбирательство: один из братьев Свит — некогда знаменитого актёрского дуэта близнецов — обвиняется в убийстве родственника. За процессом следит весь мир, и люди, прикованные к большим коробкам, кажется, позабыли о реальной жизни. Комичности этой сюжетной линии добавляет сразу несколько деталей. Во-первых, двух героев играет Бен Стиллер, режиссёр картины, во-вторых, этот случай отсылает к суду над О. Джей Симпсоном, из которого в своё время сделали настоящее шоу. Ну а в-третьих, она просто уморительно рифмуется с центральной критикой поп- культуры: процесс ещё не завершился, а в телевизоре уже анонсируют байопик, где братьев сыграл Эрик Робертс.

Может показаться, что раньше «Кабельщик» лучше вписывался в контекст (ну кто сейчас страдает из-за зависимости от телевидения?), но стоит перенести все его наработки на современную почву, как сразу станет ясно, что кино по-прежнему актуально. Вместо ящика с бегающими картинками — монитор с курсором или сенсорные экраны. Вместо братьев Свит — новая сенсация Интернета. Кино Стиллера ведь не о том, что все технологии — зло, а единственный способ сделать мир лучше — разрушить кабельную антенну (что и делает в финале Чип, осознавший собственное безумие). Оно о том, как медиа прививают нам ложные уверенность и идеалы. Как они заставляют людей жить во вранье и притворстве. XX и XXI века, кажется, окончательно подтвердили теорию Оскара Уайлда: не искусство подражает жизни, а жизнь подражает искусству. И в этом, повторим, главная трагедия несчастного Чипа.

 

Суровые будни сталкера

Бен Стиллер на съёмках фильма «Кабельщик»

Бен Стиллер на съёмках фильма «Кабельщик»

Но, что важнее, «Кабельщик» создал внушительный образ сталкера нового времени. Не простого безумца, который выслеживает цель и подсматривает за ней из-за угла, — нет, обаятельного, хотя и странноватого мужчины, жертвы нового времени и повальной цифровизации, который «всего лишь» пытается исправить своё одиночество. Никто, понятное дело, не собирается оправдывать Чипа. Когда Стивен прекращает с ним всё общение, злодей показывает свой оскал, до этого спрятанный за широченной белоснежной улыбкой. В дело идут шантаж, скрытые камеры, внедрение в круг его семьи и отношений (Кабельщик приходит к родителям и девушке героя, выдавая себя за товарища Ковача), слив данных на работе и постоянная слежка. Окажись Чип в XXI веке, с помощью Интернета он смог бы сделать ещё больше жутких вещей.

И в этом фильм Стиллера тоже оказался непонятым. Его критиковали за резкую смену тона, за преображение весельчака Чипа в жуткого маньяка — словом, за всё, чем так хорош «Кабельщик». В эпоху быстрой информации живут быстрые психопаты: они не чураются технологий (и парадоксальным образом во времена технического прогресса становятся одинокими), стремительно меняют один облик за другим и подстраиваются под тренды времени. Персонаж, воплощённый Керри, в будущем найдёт своё призвание. Его инкарнацией можно считать, например, Блума из «Стрингера» — такого же одержимого антигероя, олицетворяющего собой все проблемы современного общества.

 

О чём думают маньяки?

Джим Керри в роли Чипа на кадре из фильма «Кабельщик»

Джим Керри в роли Чипа на кадре из фильма «Кабельщик»

Чтобы понять важность «Кабельщика», необходимо ещё и осознать, в какое время для искусства он выходил. 90-е славились своими мрачными триллерами с харизматичными злодеями: в это десятилетие срывали зрительские аплодисменты «Молчание ягнят», «Семь», «Мизери» и «Мыс страха». Но именно стиллеровский проект смог отобразить одну простую мысль: безумцы ближе, чем нам кажется, и угроза может исходить даже от странноватого кабельщика, что приехал чинить твоё телевидение. Визуально этот фильм в самые свои жуткие моменты похож на все вышеперечисленные, но идейно он оказывается даже ближе к реальности.

The Cable Guy знаменует собой эру вроде бы простых, заурядных маньяков с детской травмой — он мастерски перенимает каноны жанра, но сеет какую-то особую подозрительность публики ко всему обыденному. Вторая половина XX и начало XXI века — эпоха масок и притворства, а значит, каждый под подозрением. «Кабельщик» — это прежде всего комедия, а уже потом параноидальный триллер, но именно последнее делает его настолько вневременным. Образ Чипа удивительно точно попадает в цайтгайст и, кажется, переживёт ещё не одну ревизию. И всё потому, что Стиллер с другими авторами просто додумался заглянуть в изнанку телевидения — место, где, как выяснилось, много пустоты, одиночества и внутреннего надлома. Так было и так будет — просто теперь в других гаджетах.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?