Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

7 лучших черно-белых фильмов XXI века: от победителя «Оскара» до андеграундного хоррора

Черно-белое кино принято считать пережитком первой половины, в крайнем случае середины ХХ века. Тем удивительнее, что спустя несколько десятков лет многие режиссёры, причём как именитые мастера, так и неизвестные дебютанты, вновь и вновь берут на вооружение монохромную палитру.

Добавить в закладки
7 лучших черно-белых фильмов XXI века: от победителя «Оскара» до андеграундного хоррора

Ялица Апарисио в роли Клео на кадре из фильма «Рома»

Ялица Апарисио в роли Клео на кадре из фильма «Рома»

Вероятно, главный фильм Альфонсо Куарона – исповедальная драма о детстве в Мехико 1970-х, не лучшем месте для взросления, но ребёнком всё видишь немного иначе, а потому картина, несмотря на черно-белую палитру, светла и воздушна. Куарон выступил не только как режиссёр и автор сценария, но и как сопродюсер, сомонтажёр и оператор, что для таких маститых авторов всё-таки редкость, обычно они делегируют полномочия, но не в этот раз. Проконтролировав всё от и до, Куарон создал фильм, к которому шёл всю жизнь. За него он получил все возможные и невозможные награды – заоблачные зрительские рейтинги, венецианского «Золотого льва» и голливудский «Оскар». В 2018 году равных ему не было.

Ана Лили Амирпур в роли Ширин на кадре из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой»

Ана Лили Амирпур в роли Ширин на кадре из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой»

Действие дебютной картины Аны Лили Амирпур разворачивается посреди грандиозного нигде, в городе, больше похожем на сплошной пустырь. Вырваться из этой (без)событийной чёрной дыры невозможно, все, кого туда засасывает, в какой-то степени обречены.

Провинциальный Джеймс Дин и покрытая платком скейтерша-вампирша – два одиночества, которые непременно встретятся, но помочь друг другу смогут вряд ли, конец света уже начался, и даже самая большая и крепкая любовь его не остановит. Стиль Амирпур напоминает работы Джармуша и Каурисмяки, разве что чуть кровавей и вычурней. Каждый её новый фильм, а их пока всего лишь три, – захлопнутая шкатулка с драгоценностями напополам со стеклом, где никогда не угадаешь, что есть что. Но в том и прелесть.

Иоанна Кулиг в роли Зулы на кадре из фильма «Холодная война»

Иоанна Кулиг в роли Зулы на кадре из фильма «Холодная война»

Послевоенная Польша глазами Павла Павликовского – черно-белая страна под огромным давлением, как внутренним, так и внешним. Зуля и Виктор, певица и дирижёр, находят друг друга в глухой деревне не то в конце 1940-х, не то в начале 1950-х и на следующие 30 лет остаются связанными намертво. Жизнь в тоталитарном государстве непредсказуема, от зарубежных гастролей до трудовых лагерей всего лишь шаг, а Виктор с Зулей не просто шагают, они бегут по истории родной страны, проваливаясь во все ямы и вскарабкиваясь на все холмы. Но главное при этом, как проповедовал другой польский режиссёр, любить, и «Холодная война» в первую очередь кино о любви, а не о политике.

Жан Дюжарден в роли Джорджа Валенти на кадре из фильма «Артист»

Жан Дюжарден в роли Джорджа Валенти на кадре из фильма «Артист»

Оскаровский феномен 2012 года, редчайший случай, когда одна картина забрала награды и за лучший фильм, и за режиссуру, и за мужскую роль. И какая картина – французская, черно-белая, немая! История любви Джека Валентайна и Пеппи Миллер разворачивается в Голливуде 1927 года. Он – звезда, она – статистка, звук вот-вот покорит кинематограф, и мир перевернётся, но пока старые порядки сильны и все остаются на своих местах.

Оставаясь автором незамысловатых французских комедий, режиссёр Мишель Хазанавичюс ни до, ни после 2012 года не поднимался до сравнимых художественных высот. Это только подтверждает тот факт, что сам по себе «Артист» – это подарок откуда-то свыше, а Хазанавичюсу просто повезло стать медиумом.

Кадр из фильма «Глаза моей матери»

Кадр из фильма «Глаза моей матери»

Дебют Николаса ПешаПирсинг») задаёт тон всей его дальнейшей карьере – рассказ о девочке, которая очень любила вырезать глазные яблоки и голосовые связки у незнакомцев, выглядит настолько болезненно, насколько это вообще возможно. Неспешный ч/б хоррор продолжительностью чуть больше часа привёл в восторг критиков, но разделил зрительскую аудиторию – многим картина показалась откровенно нездоровой. Для истории дисфункциональной семьи из «Глаз моей матери» льётся будто слишком много крови, а для любителей расчленёнки костями наружу всё происходит слишком медленно. Но, с другой стороны, в этом сочетании рождается уникальный, мало на что похожий фильм.

Брюс Дерн в роли Вуди Гранта на кадре из фильма «Небраска»

Брюс Дерн в роли Вуди Гранта на кадре из фильма «Небраска»

Роуд-муви Александра Пэйна завораживает, с одной стороны, динамикой отношений взрослого мужчины с пожилым отцом, а с другой – панорамой задворков США. Путешествие из одного глухого захолустья в ещё более глухое показывает зрителю и суровую правду жизни, и истинную семейную привязанность, и многое другое, «Небраска» – картина универсальная, и полюбить её можно практически за что угодно. В том числе и за исполнителя главной роли, Брюса Дерна, отца той самой Лоры Дерн. За выдающуюся работу над образом наивного склочного старика он в 2013 году получил награду Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.

Грета Гервиг в роли Фрэнсес на кадре из фильма «Милая Фрэнсис»

Грета Гервиг в роли Фрэнсес на кадре из фильма «Милая Фрэнсис»

«Милая Фрэнсис», она же «Фрэнсис Ха», визитная карточка Ноа Баумбаха как режиссёра и Греты Гервиг как актрисы и сценаристки. В черно-белом Нью-Йорке неудачи главной героини, Фрэнсис Холидэй, выглядят немного более романтизированными, чем они могли бы обернуться для кого угодно в реальной жизни, а с другой стороны, именно эта скудная палитра дарит картине ощущение чего-то волшебного, нереального. Вкупе с абсолютно житейской и рутинной деятельностью Фрэнсис на протяжении почти всего фильма это дарит невероятное, мало с чем сравнимое ощущение от просмотра. Отдельное спасибо сценаристам хочется сказать за популяризацию слова «несвидабельность», мало какой фильм так обогащал язык в последние годы.

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?