Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Безумно можно быть хамкой: рецензия на фильм «Неистовый»

Вторичный и не нарочно двусмысленный триллер, который заставляет сопереживать маньяку-мстителю.

Добавить в закладки

У Рэйчел (Карен Писториус) неудачный день: дома бесит приехавший погостить брат с женой, сын опаздывает в школу, она сама — на работу, которая в итоге отменяется ввиду того, что она слишком долго ехала; ее мучают мысли о том, что бывший муж пытается отсудить дом, а немощная мать недавно переехала в дом престарелых. Чего бы по дороге не нахамить суровому бородачу (Рассел Кроу) за рулем пикапа, который долго не трогался с места, когда на светофоре зажегся зеленый. У возмущенного горожанина обнаруживается слишком много свободного времени (предшествовавшим вечером он уже кого-то убил — прямо во вступительной сцене, — так что в его рабочем расписании по планированию чужих мучений нашлось свободное окошечко), и он с энтузиазмом приступает к издевательствам над Рэйчел.

Кадр из фильма «Неистовый»

Вообще о «Неистовом» любопытно было бы поговорить в контексте недавнего пробуждения от сна всевозможных снежинок, в смысле миллениалов, которые бьются в кровь обо все, что не вписывается в их картину мира и потому сужает их зону комфорта. Тренд, конечно, не нов, но усилился в последние месяцы по понятным причинам. Теперь соцсетевые воины не только рассказывают миру об очередном депрессивном эпизоде, но еще и полюбили бороться с чем-нибудь — например, с кроссовками, принт на которых кажется кому-то расистским (очевидно, это все попытка унять жилку, что расчирикалась у каждого на виске, всеобщая нервная сублимация). Скажем, раньше о собственном сплине и никчемно прожитом дне писали разве что в личный дневник, который был интересен потомкам лишь в случае, если его автор — какой-нибудь Пушкин или Николай II. Теперь каждый волен твитнуть, что у него тяжко на душе.

Кадр из фильма «Неистовый»

Вот точно так же Рэйчел позволила эмоциям перехлестнуть через край в краткосрочном общении с героем Рассела Кроу. Социальный протокол примерно такой же, как в ленте твиттера: выкидываешь свой гнев в окошко (то есть либо в чужие ленты либо в настоящее окно — автомобиля), и обратно не прилетит возмездие — если, конечно, не читать токсичные реплаи. Вот таким вот ожившим реплаем, вселенским ответом за невнимание к окружающим оказывается месть бородатого вигиланте.

Но злодей в «Неистовом» — конечно же, не одинокая молодая мама в беде (вот это было бы неожиданно и по-своему инновационно в жанровом контексте), а косматый пожилой маскулин. Забавно, конечно, сегодня видеть Рассела Кроу, известного неконтролируемыми вспышками гнева. Многие уже позабыли, что он в 2005 году кинул телефонной трубкой в консьержа. Теперь он снимается почти только в злодейских ролях: пока еще все не вспомнили о его абьюзивной натуре, он успел сыграть медиагада Роджера Айлса в «Самом громком голосе» и отца из «Стертой личности», который отдает сына-гея в коррекционную терапию. То есть и артист в главной роли проходит какой-то свой путь, эволюцию собственного экранного неистовства, которое явно созвучно с его натурой за пределами съемочных площадок.

Кадр из фильма «Неистовый»

Словом, обо всем этом было бы любопытно поболтать, если бы «Неистовый» был того достоин. Но по итогам этого триллера, удивительно монотонного для жанра о масштабной пугающей мести за незначительную ерунду, хочется лишь поразмышлять о тотальной неактуальности таких этюдов, сыгранных по клавишам, протертым предшественниками настолько, что не различить, белые эти клавиши или черные. Пока коварный убивец уныло угрожает сыну Рэйчел, выуживает у ее друга (Джимми Симпсон, ты достоин большего) телефон, в ушах долбит пульсирующая якобы нервная музыка, думаешь только об одном: не добьют ли окончательно переоткрывшийся кинопрокат такие премьеры? Те же снежинки — последняя оставшаяся аудитория, готовая всерьез разнервироваться от таких вот сюжетов, — предпочли бы случайно встретить это необязательное кино в каталогах стримингов, тем более что на широком экране ничего нового в фильме разглядеть не удастся. Больше всего жалко режиссера: Деррик Борте дебютировал нетривиальной картиной «Семейка Джонсов», тоже на тему двусмысленности всякого социального взаимодействия, но затем, по-видимому, затянула опасная трясина вторичной жанровости.

«Неистовый» оставляет неприятное ощущение, знакомое по встречам с районными грубиянами в «Пятерочке». Допустим, кто-то сказал тебе гадость в очереди, а ты не придумал, что такого ответить ему остроумного — и ходишь, мучаешься, думаешь, как бы ты красиво мог поставить его на место буквально одной фразой. Та же ситуация с попыткой посострадать хамке Рэйчел — в итоге неволей встаешь на место пожилого маньяка, он хотя бы попытался в меру сил дать отпор. Героиню по большому счету не оправдывает ее бэкграунд, о котором никто из нас в целом не обязан был бы знать, если бы мы оказались на месте персонажа Рассела Кроу. Ну плохой день, и плохой. А кому сейчас, спрашивается, легко. Нам вот приходится «Неистового» смотреть.

Текст: Егор Беликов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?