Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

«Кровавый алмаз» показал новые грани таланта Леонардо ДиКаприо

В Голливуде самый настоящий африканский бум. Фабрика грез явно пытается переместить на Черный континент вектор внимания с Ближнего Востока, где дела у американской армии идут не так хорошо, как у Шварценеггера и других «последних героев боевика», которые успешно боролись на экране с арабскими террористами все 90-е. Всего за пару лет вышли такие политически ориентированные фильмы, как «В моей стране» /Country of My Skull/ (2004), «Переводчица» /Interpreter, The/ (2005), «Отель »Руанда« /Hotel Rwanda/ (2004), «Преданный садовник» /Constant Gardener, The/ (2005) и «Оружейный барон» /Lord of War/ (2005). Даже в развлекательной погремушке «Сахара» /Sahara/ (2005) было немало указаний на реальные бедствия Африки. А в ближайших оскаровских номинациях сразу два »африканских« фильма – «Последний король Шотландии» /Last King of Scotland, The/ (2006), для которого пока в нашей стране не нашелся прокатчик, и »Кровавый алмаз« /Blood Diamond/ (2006) мастера поучительных развлечений Эдварда Цвика («Последний самурай» /Last Samurai, The/ (2003)).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Кровавый алмаз"

Если бы фильмы оценивались исключительно за благие намерения, то »Кровавый алмаз«, возможно, получил бы самый высший балл. Тем более что большинству из нас, и так прекрасно обходящихся без прозрачных камушков, совсем несложно отказаться от этих лучших друзей девушек, если за ними тянется кровавый след. А он тянется. Потому что в Африке неспокойно. И, как назло, особенно в тех странах, где на поверхность земли выходят алмазоносные кимберлитовые трубки. Из погруженных в хаос гражданских войн Конго, Кот-Д'Ивуара, Сьерра-Леоне идут поставки так называемых »кровавых« или »конфликтных«, алмазов, поскольку официально крупнейшие участники этого рынка (например, концерн De Beers) закупок в горячих точках не делают. Однако добыча там ведется, поскольку алмазы стали для Африки практически тем же, чем кокаин для Латинской Америки, – яблоком раздора с цивилизованным миром и единственным способом выкачать из него деньги. Судя по всему, криминально-производственные схемы для отмывки крови с бриллиантов не менее увлекательны, чем наркотрафик. Впрочем, в фильме об этом сказано вскользь. Но даже пунктирно набросанного путешествия западноафриканского алмаза через Индию в Лондон достаточно для сюжета еще одного блокбастера.

Время действия »Кровавого алмаза« – 1999 год, самый разгар гражданской войны в Сьерра-Леоне. Использованы все беспроигрышные ходы – от социально-политических до авантюрно-туристических. Тут и рабский труд в алмазных шахтах; и легенды о камне, который может обеспечить жизнь нескольких поколений; и разбойничьи распри, которым, как во всякой горячей точке, для того, чтобы разгореться достаточно ничтожного повода. И оставшиеся на память от локальных войн и революций американские наемники, с помощью советской боевой техники ведущие свою политику на континенте. И толпы журналистов-стрингеров, миссионеров и волонтеров всяческих гуманитарных фондов, разъезжающих по дикой Африке подобно Айболиту, с просроченным аспирином, которые собирают свидетельства для правозащитных досье, а заодно делают снимки, особенно эффектно выглядящие на дорогой бумаге якобы интеллектуальных журналов. И, само собой, невероятные африканские закаты, непроходимые джунгли и восхитительные пейзажи. На этом живописном фоне судьба сводит двух коренных африканцев – белого авантюриста, циничного романтика, бывшего наемника Арчера (Леонардо ДиКаприо), который зарабатывает контрабандой алмазов, и черного крестьянина-рыбака Соломона (Джимон Хансу), пытающегося отыскать сына, увезенного мятежниками из разгромленной деревни. Объединяет их лишь одно – желание найти гигантский розовый алмаз, ставший в фильме символом одновременно и свободы, и несвободы. А ради романтики-идеологии к ним добавлена прогрессивная журналистка Мэдди (Дженнифер Коннелли), сменившая поднадоевшие Афганистан и Боснию на актуальные кошмары Сьерра-Леоне.

Приключения столь разношерстной компании могли бы утереть нос Индиане Джонсу, но времена ныне не те. Простая занимательность в Голливуде уже не в моде. Однако протоколы заседаний ООН пока не хотят превращаться в захватывающие сюжеты. Попытки сделать из развлекательного кино высказывание на актуальную тему и порождают компромиссных монстров вроде »Кровавого алмаза«. Обрамляющие фильм титры со скорбной статистикой придают ему устойчивый привкус политинформации. Силовые средства давления на зрителей использованы режиссером с явным перебором, что превращает проблемное кино в компьютерный квест, где массовые убийства, похищение людей, рабский труд, разбой, террор, алмазы и лагеря кажутся этапами, которые надо пройти игроку, чтобы выбраться из Африки. Сюжетная схема с самого начала не оставляет сомнений в том, кто будет победителем. Благородный раззява-африканец, постоянно выходящий сухим из воды, и самодовольная журналистка, для которой под каждым кустом припасен ноутбук, умудряются вопреки всякой логике не только выжить, но и выжать из стокаратного алмаза все чаемые выгоды.

Наверное, идеальным результатом своей работы авторы фильма видели международный процесс против компании De Beers, которая, впрочем, в фильме ни разу не упомянута, с последующей зачисткой и закрытием крупнейших ювелирных домов. Однако все ограничилось тем, что в ЮАР, на родине концерна, решили запретить прокат »Кровавого алмаза«, многим западным глянцевым изданиям вежливо посоветовали не печатать анонсов, чтобы потом не пришлось сокращать количество рекламных полос, а известному защитнику окружающей среды Леонардо ДиКаприо так же вежливо предложили посетить настоящие алмазные копи и убедиться в том, что на алмазах нет ничьей крови. Но владельцы алмазных копей могли бы вообще не беспокоиться. В памяти после просмотра фильма остается только герой ДиКаприо Арчер, не слишком озабоченный гуманизмом, легализацией добычи алмазов и будущим Черного континента.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Кровавый алмаз"

Возможно, первый претендент на роль Арчера, брутальный и корявый , был бы в этой роли более правдоподобен. Однако ДиКаприо сыграл не просто обломок колониальных войн, опустошенного солдата удачи, а героическую квинтэссенцию авантюризма. Сколько бы сценарий, с его заботой о правильной расстановке акцентов и приведении всех линий к идеологически выверенному финалу, ни толкал героя к искуплению грехов, раскаянию и покаянию, актер мастерски сопротивлялся, сыграв человека, которому не нужны никакие оправдания. Конечно, будет глупо, если ДиКаприо, которому академики до сих пор мстили за его невероятную славу, обходя заслуженными наградами, начиная с «Титаника» /Titanic/ (1997) и заканчивая «Авиатором» /Aviator, The/ (2004), получит своего первого »Оскара« за роль в среднестатистическом »Кровавом алмазе". Но сама актерская работа того стоит.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  168



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть