Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Братья Коэн играют фолк

Возьмите щепотку «Большого Лебовски». Добавьте чайную ложку «О, где же ты, брат?». Подлейте капельку «Перекрестка Миллера». Обильно побрызгайте «Бартоном Финком». Поздравляем, вы создали «Внутри Льюина Дэвиса» – самый коэнутый (да, есть такое слово) фильм братьев Коэн

Добавить в закладки

Беспристрастный портрет талантливого неудачника, безукоризненное воссоздание дружеской фолк-тусовки Нью-Йорка начала 1960-х… У «Внутри Льюина Дэвиса» много выдающихся граней. В этом году картина штурмом взяла Канны, получила Гран-при жюри и стала одним из фаворитов грядущей «оскарной» гонки. Однако братья Джоэл и Итан Коэны до сих пор не знают, что думать об удивительно теплом приеме, который их творению оказали критики и зрители. Конечно, они польщены и обрадованы. Но они также озадачены тем, что их фильм смотрят как комедию, хотя он рассказывает мрачную историю неуживчивого фолк-музыканта (Оскар Айзек), чья карьера и личная жизнь рассыпаются буквально на глазах.

Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса»

«Комедия – это термин с жестко определенным смыслом, – рассуждает Итан. – Не знаю, подходит ли он тут. Конечно, когда вы смотрите наши фильмы, вы вправе смеяться. В нашей новой картине нет шуток, но вы вправе смеяться». Он останавливается, чтобы подумать о сказанном. «Делает ли это фильм комедией?»

По словам Итана, работа над картиной началась с автобиографии Дейва ван Ронка, автора и исполнителя песен, который был важной фигурой в фолк-мире до появления Боба Дилана. «Прочтя книгу, мы задумались о начале 1960-х и о рождении современного фолка, – рассказывает режиссер. – Потом мы решили снять об этом фильм. Мы взяли за основу книгу Дейва ван Ронка, потому что там превосходно описана фолк-тусовка. Но нас интересовал мир ван Ронка, а не сам музыкант».

Как всегда чуткие в подборе звезд, братья не стали нанимать актера, который бы открывал рот под музыку. «Так как это кино о музыканте, мы решили пригласить того, кто умеет петь и играть, – поясняет Джоэл. – Мы знали, что иначе кино не сложится, но мы также понимали, что такого актера будет трудно найти. Нам нужен был исполнитель, который вытащит всю картину и который не даст петуха, когда придется петь вживую. Нам повезло – мы нашли Оскара. Я до сих пор не верю в наше счастье. Если бы нам пришлось снова снять картину, но уже без Оскара, я бы отказался. Потому что это невозможно».

Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса»

Несмотря на его блестящую игру, Айзек удивительно скромен, когда обсуждает свой талант. Для него песни Льюэлина – не личное достижение и не саундтрек, заслуживающий тиражирования, а лишь часть образа персонажа. «Когда я играю музыку на сцене, мне всегда очень стыдно, – говорит актер. – Не потому что я плохо пою, а потому что я чувствую себя нагим, как Адам и Ева в райском саду. В такие минуты я раскрываю слушателям душу, и мне стыдно из-за того, что они могут увидеть и услышать. Именно поэтому я хорошо понимаю Льюэлина, который раскрывается лишь тогда, когда выходит на сцену. У Чарльза Буковски есть стихотворение «Синяя птица», которое начинается так: «Синяя птица живет в моем сердце и вырваться хочет наружу, но я с ней очень суров». Синяя птица Льюэлина вырывается наружу, когда он берет гитару и начинает петь. Иначе общаться он не умеет. Это его единственная связь с миром».

Оценив душевность пения Айзека, многие зрители называли новый фильм Коэнов их самым эмоциональным и трогательным произведением. Братья с такой оценкой не спорят. «Эмоции в нашем фильме в основном передает музыка, – говорит Джоэл. – Каждая песня – новый этап постижения персонажей».

«Безусловно, – соглашается Итан. – Если просто прочесть сценарий, то…»

«То что?» – спрашивает Джоэл.

«То читатель воскликнет: “Что эта за чушь?” – смеется Джоэл. – Музыка всегда эмоциональнее диалогов. Нас часто хвалят за то, что на самом деле создали авторы саундтрека. Музыка – это сила, чувак».

Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса»

Подобно драматургу Бартону Финку, одному из ранних героев Коэнов, Льюэлин мучается не только вопросами повседневного выживания, но и главной проблемой современного искусства. Может ли он продать свой талант тем, кто готов за него заплатить, или же он должен творить чистую, непродажную музыку?

«Да, – кивает Итан. – Отличный вопрос. Можно ли продаться и остаться творцом? Есть ли точка пересечения между бизнесом и искусством? Возможно ли сегодня творить для души, а завтра – по заказу? Или же компромисс – это всегда лицемерие? Наш герой проповедует одно, а пытается делать другое. Можно ли так жить?»

«Что творец думает о себе, когда нарушает свои принципы?» – спрашивает Джоэл.

«Успех в одном, неудача в другом, – эхом отзывается Итан. – Какой успех тебя устроит? Сколько неудач ты можешь вынести? Сложнейшая проблема. Особенно для нашего героя. Нам проще, потому что…»

Джоэл смеется: «Мы давно продались».

*Этот материал был опубликован в журнале Empire за август 2013 года

Текст: Деймон Уайз
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?