Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Добрый сатанизм, подростковый протест: каким вышел сериал «Леденящие душу приключения Сабрины»

Мрачное переосмысление ситкома о «Сабрине — маленькой ведьме», которое ушло от предшественника не так далеко, как хотело.

5
оценка

Ведьме-полукровке Сабрине Спеллман скоро исполнится шестнадцать лет. На день рождения, который, так уж вышло, выпадает ещё и на Хэллоуин, ей предстоит совершить обряд «тёмного крещения» и вписать своё имя в Книгу Зверя, навсегда подчинившись воле Сатаны. Но Сабрину это не устраивает, да и терять связь с друзьями-людьми, а уж тем более с любимым смертным парнем, она не хочет. Поэтому юная ведьма вступает в долгое и неровное противостояние с Церковью Тьмы, собственной семьёй и убеждениями консервативного сатанинского общества.

«Леденящие душу приключения Сабрины», как и одноимённый комикс, изначально позиционировались как «мрачное» переосмысление истории о маленькой ведьмочке. Авторы заткнули рот говорливому коту Салему (по крайней мере в сериале), добавили тему сатанизма и насилие, понизили яркость и увели цветовую гамму в тёмно-синий — всё, чтобы показать: это вам не детские истории о кукольном коте, пытающемся завоевать мир. Здесь всё серьёзно. Всё по-взрослому. Ну или, как говорил один великий казахский журналист, «не очень».

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Потому что, пытаясь казаться сериалом раскрепощённым и смелым, новая «Сабрина» остаётся настолько же наивной, как и её ситком-предшественник. Вот только шоу из девяностых хотя бы не скрывало свою глупость за плоскими социальными месседжами и дешёвыми попытками быть «в тренде». Оно хотя бы было честным с собой и зрителем.

«Леденящие душу приключения Сабрины» ведут себя как нелепый подросток, который всеми силами пытается доказать, что он уже взрослый, а вокруг него сплошь идиоты и «моралфаги». Вот только его позиция очень шатка, аргументы глупы, а провокации — бесхребетны. На попытки «Сабрины» поиграться с неоднозначными оккультными темами без слёз не взглянешь: весь «сатанизм» её героев заканчивается тем, что они кричат «Слава Сатане!» и коверкают каждый устоявшийся фразеологизм со словами «святой», «бог» и т.д. Какое-нибудь unholy shit, наверное, должно звучать смело и круто, но на деле вызывает лишь то, что наши зарубежные товарищи ловко окрестили «кринжем».

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Эта неловкость, боязнь пойти до конца чувствуется и в образах главных героев. Что Сабрина, что её тетушки (особенно Зельда) показываются как персонажи, для которых — из-за их сверхъестественного положения — важность людской морали не так однозначна. Они спокойно говорят про каннибализм и убийства, но на разговорах всё и кончается. Представляя свой мир как пространство без чётких определений добра и зла, сериал сам же это описание и предаёт, пугаясь любого намёка на неоднозначность. Поэтому, если условно «добрые» герои вдруг кого-то убьют, даже ради исключительно благой цели, то обязательно с возможностью убитого вернуть, ведь негоже положительным персонажам делать плохие вещи.

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Из-за этого Сабрина как героиня выглядит ужасно скучной. Проблема вовсе не в актрисе — в Кирнан Шипке-то как раз чувствуется это внутреннее безумие, готовность вот-вот сорваться с цепи и выдать нечто действительно неординарное. Но сценарий не даёт её героине ни на шаг отойти от программы «за все хорошее против всего плохого», заставляя Сабрину быть не просто «правильной», а раздражающе правильной. Прямо местный кот Леопольд, который даже ведьмам, пытавшимся её несколько раз за сезон убить, раз за разом предлагает жить дружно.

Самое обидное в новой «Сабрине» не то, что это плохой сериал. А то, что это плохой сериал, который мог быть хорошим. Здесь есть неплохой эпизод про путешествие героини по снам, есть мощная драматическая линия её парня, потерявшего в шахте старшего брата. Но всё это единичные моменты, выбивающиеся из общего потока разочарования. На каждого удачного персонажа тут есть отец парня Сабрины — клишированное воплощение токсичной маскулинности с угольной шахтой вместо мозгов. А на каждую удачную колкость — сто нелепых диалогов, где желание Сатаны забрать душу Сабрины буквально объясняется тем, что Сатана, видите ли, мужик.

Проблема-то даже не в самом посыле: тема ведьм как раз очень подходит историям о женской силе. «Сабрину» подводит реализация — свой феминистический посыл она вдалбливает настолько рьяно и навязчиво, что эффект получается обратный. Люди не любят, когда с экранов им читают мораль, и из-за таких вот сериалов гендерные проблемы многие не принимают всерьёз. Из-за них зрители всё чаще видят происки SJW даже там, где авторы говорят абсолютно искренне.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  25


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть