Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Добрый сатанизм, подростковый протест: каким вышел сериал «Леденящие душу приключения Сабрины»

Мрачное переосмысление ситкома о «Сабрине — маленькой ведьме», которое ушло от предшественника не так далеко, как хотело

Добавить в закладки

Трейлер

Ведьме-полукровке Сабрине Спеллман скоро исполнится шестнадцать лет. На день рождения, который, так уж вышло, выпадает ещё и на Хэллоуин, ей предстоит совершить обряд «тёмного крещения» и вписать своё имя в Книгу Зверя, навсегда подчинившись воле Сатаны. Но Сабрину это не устраивает, да и терять связь с друзьями-людьми, а уж тем более с любимым смертным парнем, она не хочет. Поэтому юная ведьма вступает в долгое и неровное противостояние с Церковью Тьмы, собственной семьёй и убеждениями консервативного сатанинского общества.

«Леденящие душу приключения Сабрины», как и одноимённый комикс, изначально позиционировались как «мрачное» переосмысление истории о маленькой ведьмочке. Авторы заткнули рот говорливому коту Салему (по крайней мере в сериале), добавили тему сатанизма и насилие, понизили яркость и увели цветовую гамму в тёмно-синий — всё, чтобы показать: это вам не детские истории о кукольном коте, пытающемся завоевать мир. Здесь всё серьёзно. Всё по-взрослому. Ну или, как говорил один великий казахский журналист, «не очень».

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Потому что, пытаясь казаться сериалом раскрепощённым и смелым, новая «Сабрина» остаётся настолько же наивной, как и её ситком-предшественник. Вот только шоу из девяностых хотя бы не скрывало свою глупость за плоскими социальными месседжами и дешёвыми попытками быть «в тренде». Оно хотя бы было честным с собой и зрителем.

«Леденящие душу приключения Сабрины» ведут себя как нелепый подросток, который всеми силами пытается доказать, что он уже взрослый, а вокруг него сплошь идиоты и «моралфаги». Вот только его позиция очень шатка, аргументы глупы, а провокации — бесхребетны. На попытки «Сабрины» поиграться с неоднозначными оккультными темами без слёз не взглянешь: весь «сатанизм» её героев заканчивается тем, что они кричат «Слава Сатане!» и коверкают каждый устоявшийся фразеологизм со словами «святой», «бог» и т.д. Какое-нибудь unholy shit, наверное, должно звучать смело и круто, но на деле вызывает лишь то, что наши зарубежные товарищи ловко окрестили «кринжем».

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Эта неловкость, боязнь пойти до конца чувствуется и в образах главных героев. Что Сабрина, что её тетушки (особенно Зельда) показываются как персонажи, для которых — из-за их сверхъестественного положения — важность людской морали не так однозначна. Они спокойно говорят про каннибализм и убийства, но на разговорах всё и кончается. Представляя свой мир как пространство без чётких определений добра и зла, сериал сам же это описание и предаёт, пугаясь любого намёка на неоднозначность. Поэтому, если условно «добрые» герои вдруг кого-то убьют, даже ради исключительно благой цели, то обязательно с возможностью убитого вернуть, ведь негоже положительным персонажам делать плохие вещи.

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

Из-за этого Сабрина как героиня выглядит ужасно скучной. Проблема вовсе не в актрисе — в Кирнан Шипке-то как раз чувствуется это внутреннее безумие, готовность вот-вот сорваться с цепи и выдать нечто действительно неординарное. Но сценарий не даёт её героине ни на шаг отойти от программы «за все хорошее против всего плохого», заставляя Сабрину быть не просто «правильной», а раздражающе правильной. Прямо местный кот Леопольд, который даже ведьмам, пытавшимся её несколько раз за сезон убить, раз за разом предлагает жить дружно.

Самое обидное в новой «Сабрине» не то, что это плохой сериал. А то, что это плохой сериал, который мог быть хорошим. Здесь есть неплохой эпизод про путешествие героини по снам, есть мощная драматическая линия её парня, потерявшего в шахте старшего брата. Но всё это единичные моменты, выбивающиеся из общего потока разочарования. На каждого удачного персонажа тут есть отец парня Сабрины — клишированное воплощение токсичной маскулинности с угольной шахтой вместо мозгов. А на каждую удачную колкость — сто нелепых диалогов, где желание Сатаны забрать душу Сабрины буквально объясняется тем, что Сатана, видите ли, мужик.

Проблема-то даже не в самом посыле: тема ведьм как раз очень подходит историям о женской силе. «Сабрину» подводит реализация — свой феминистический посыл она вдалбливает настолько рьяно и навязчиво, что эффект получается обратный. Люди не любят, когда с экранов им читают мораль, и из-за таких вот сериалов гендерные проблемы многие не принимают всерьёз. Из-за них зрители всё чаще видят происки SJW даже там, где авторы говорят абсолютно искренне.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?