Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Бывают продюсеры прогоревшие, но бедных продюсеров не бывает

Добавить в закладки

Мы попросили президента Unifrance Даниэля Тоскан дю Плантье прокомментировать эту встречу. Выяснилось, что французский продюсер с гораздо большим энтузиазмом смотрит на будущее российского кино и даже уверен, что наши продюсеры согласны с ним, не решаясь сказать этого вслух.
СКН: С российским кино Вас связывают давние связи: Вы были продюсером «Ностальгии» Тарковского, прокатчиком «Зеркала». Как Вы оцениваете разговоры о верной смерти российского кино, учитывая ваш особый взгляд на наше кино и опыт европейского продюсера?
Т.П.: Как абсолютно ложные. Ваше кино проходит сложнейшую фазу перехода от государственной к рыночной экономике. Естественно, что возникает ощущение паники. По моим ощущениям, российское кино более живо, чем это хотят представить. Я думаю, что Россия не может без кино, так же как кино не может без России. Ваше общество нуждается в кинематографе. Таких стран немного: Россия, Франция, Индия. Вопреки распространенному мнению, американцы совершенно не нуждаются в кинематографе. Где-нибудь в провинции люди ходят в кино два раза в год на Шварценеггера и Сталлоне, не знают кто такой Вуди Аллен. По большому счету кино им не нужно.
Во время нашего разговора мне показалось, что нет точного понимания рыночной экономики. Суть не в том, чтобы делать фильмы, которые нравятся публике. Нужно просто делать фильмы и дать публике возможность выбора. Америка делает всякое кино: и Вуди Аллена, и Спилберга. Я считаю, что единственный шанс выжить российскому кино – быть самим собой. Производить фильмы, грамотно их продвигать, оборудовать кинотеатры, и дело двинется. Успех в кино придет, если вы в состоянии пережить провал. Никогда нельзя знать заранее, пойдет фильм или нет. Я в своей жизни продюсировал около 200 фильмов. Многие из них пользовались успехом, не обязательно те, на какие я рассчитывал; другие проваливались, и я до сих пор не знаю почему. Основное правило – не останавливаться. Как только закончили одну картину, начинайте следующую.
Меня очень волнуют слова продюсеров, что период советского кино прошел, надо делать коммерческое кино. Прежде всего надо делать кино, которое тебе нравится. Патроны американских студий снимают кино, которое им нравится, снимают актрис, которые им по вкусу. Кино – редкая профессия, где никто не знает правил и можно выразить свои собственные вкусы, свое либидо. В производстве машин, к примеру, это невозможно. И неплохо, если актриса нравится мне, – она может понравиться и публике.
Ваше кино живо хотя бы потому, что о нем столько говорят. В стране, где кино умерло, о нем не вспоминают, а делают коммерческое ТВ. Кстати, это очень хороший признак, что ваша публика предпочитает отечественные сериалы американским. Зрители хотят видеть на экране собственные глупости, а не американские.
Кстати, во Франции очень распространены разговоры, что кино вот-вот погибнет. Все 105 лет истории французского кино оно находится в страшной опасности. Первый сеанс в Кафе де ля Пе 28 декабря 1895г., собравший 33 зрителя и 33 франка, был первым шагом к могиле, как считают некоторые. И по сей день мы ежедневно боремся за жизнь.
СКН: Значит, фестиваль французского кино неслучайно состоялся именно сейчас, когда, по вашим ощущениям, мы находимся на пороге нового взлета интереса к кино?
Т.П.: Совершенно ясно, что Россия – самый лакомый рынок для дистрибьюторов в мире. Страна одновременно цивилизованная, потенциальная, страна европейской культуры и с невероятным кинодефицитом. Другой такой нет. Подобные акции нужны и вам, и нам. Вам необходимо партнерство, чтобы противостоять американскому натиску.
Кино должно войти в экономическую жизнь общества. Проблема в том, что кино – очень интимная вещь, вы никогда не услышите правды о нем. Мы слышали почти десяток выступлений крупнейших продюсеров России, и почти все были едины в том, что дело дрянь, билет в среднем стоит 10 рублей, нет залов, нет публики. В сухом остатке это – прекратим разговор, закрываем кабинеты и идем мести улицы. При этом я уверен, что ни один из них не оставит свою профессию, и есть сотни других, что с радостью займут их места. Эти люди не производят впечатление самоубийц, решивших умереть во славу российского кино. Значит, профессионалы не говорят, но думают так же, как я, что Россия – на пороге взлета.
В России нет главного – киносети. Но нельзя забывать традиции. В Африке, где тоже не было киноиндустрии, она и не появится. Есть с десяток африканских кинематографистов, живущих в Париже, снимающих кино в Париже, на деньги Парижа, развенчивая при этом французский колониализм. У вас история, традиция, профессионалы, техники. Техники, которые умеют катить операторскую тележку, что совсем непросто – нужно четыре поколения техников, чтобы постичь это ремесло. Есть авторы, художники, актрисы, у вас огромное количество красивых девушек, и все они – потенциальные актрисы. Пока, правда, нет фильмов для них. Но вот-вот все изменится. Скажем, через 3 года можно будет услышать те же разговоры: кино гибнет, все пропало. Но при этом придут новые люди, появятся талантливые дебютанты, удачливые продюсеры, заработавшие много денег. Даже сейчас есть такие. Крылатая фраза: бывают продюсеры прогоревшие, не бывает бедных продюсеров.
Раиса Фомина рассказала о своем неудачном опыте копродукции фильма «Небо в алмазах». Фильм не пошел (сборы 100 тыс. долларов), и продюсер считает, что сделал ошибку. Нет, это не ее ошибка, возможно, публика не права. Не надо говорить, что виноват продюсер, это очень по-русски – заниматься самобичеванием, брать всю вину на себя. Продюсер очень хорошо поработал, нашел историю, взял профессионального режиссера, нашел деньги, заинтересовал европейских партнеров. Главное – продолжать работать, и следующий фильм, куда будет вложено столько же энергии, пройдет с успехом.
25 лет я занимаюсь кино и крайне редко угадывал, какой фильм будет успешным. Фильмы делаются по самым невообразимым причинам, в которых порой стыдно признаться.
Один из моих первых фильмов «Кузен и кузина» имел невероятный мировой успех, получил «Оскара» и другие призы. Фильм со скромным бюджетом, который я делал по очень личным мотивам, совершенно не рассчитывая на успех. В то время я был женат на актрисе, сыгравшей главную роль, и узнал, что она собирается уехать на лето с детьми подальше от меня. Не бывать этому – решил я и быстро нашел недорогой сценарий, нанял режиссера и установил сроки съемочного периода – с первого по последний день школьных каникул. Таким образом я привязал ее. Я, кажется, даже не прочел сценарий и успокаивал себя тем, что если это будет провал, его не заметят среди других фильмов продюсерской компании. В итоге мне стало так стыдно, что в день премьеры я уехал в Америку. Я получаю записки в отеле с просьбой позвонить в Париж и не перезваниваю, ожидая только плохих новостей. Вскоре мне прислали факс: в Париже фильм принят с триумфом. Тогда я вернулся. Через несколько недель фильм вышел в Нью-Йорке и снова – бешеный успех. Очереди за билетами были даже на дневных сеансах в рабочие дни. Мы даже не переводили название на английский, сэкономили на афишах. Пресса превозносила фильм до небес, назвала лучшим фильмом со времен Жана Ренуара. А потом мы получили «Оскара». При этом я был уверен на 100 %, что фильм не пойдет. Это – лучший пример нашей сумасшедшей профессии, где никогда не знаешь, в чем причина успеха. (Кстати, с женой мы все же разошлись).
Нужно оставлять место для чуда. Проще всего сказать: завтра мы прекращаем делать неудачные фильмы и снимаем только хиты. Но невозможно заранее знать судьбу фильма.
Каждый раз между публикой и фильмом происходит непредсказуемая химическая реакция. «Восток-Запад» плохо прокатался во Франции, зато успешно в Америке, Германии. Фильм «Трое мужчин и младенец в люльке» имел большую кассу во Франции, а его римейк – в Америке. Долгое время никто не хотел браться за этот сюжет, считая его бесперспективным (что мужчины могут знать о младенцах?). Режиссер Колин Серро – коммунистка и феминистка, собиралась разоблачить мачизм мужчин. А получилось все наоборот: впервые нам показали, как умилительны могут быть мужчины, совершенно не знающие, что делать с младенцем. Разоблачение мужской несостоятельности обернулось чудесной комедией. Никто не мог предсказать картине мирового успеха.
Снимайте фильмы, делайте много рекламы, выпускайте на многих экранах – вот секрет успеха. В вашей стране чувствуется бешеная энергия. О России сегодня говорят: Путин, кажется, не собирается превращать страну в ГУЛАГ; да, есть колоссальные долги, но у кого их нет. Кино – показатель состояния общества, и у меня есть ощущение, что кинематограф и Россия очень скоро выберутся из кризиса, который, возможно, и не был так ужасен, как о нем говорят.
СКН: Известно, что Россия – крупнейший покупатель в Восточной Европе французских фильмов. Однако на экранах мы их не видим. Как вы это прокомментируете?
Т.П.: Основная проблема России – нехватка кинотеатров. 44 млн долларов валового сбора для 150 миллионов населения – катастрофически мало. По этой причине французские картины не имеют карьеры в России. Не выйдя на большом экране, фильм не может рассчитывать на теле- и видеопрокат. Очевидно, что ТВ и видеосборы напрямую зависят от успеха в театральном прокате.
СКН: Как президент Unifrance, как вы оцениваете потенциал российского кино на западе? Или репутация забыта, мода прошла?
Т.П.: Лучший выход – это копродукция. Вы так заняты производством, что не в состоянии грамотно экспортировать фильмы. Нельзя всему научиться в один миг. А когда зарубежным прокатом займутся иностранные партнеры, у которых больше опыта, дело пойдет споро. Вам нужно сконцентрироваться на производстве и восстановлении киносети. Нельзя жить с 60-ю экранами. В Тулузе с 300-тысячным населением 60 экранов. Это основная проблема. Во-вторых – производство. Мы готовы участвовать в копродукции российских картин – не безвкусных международных сюжетов, а подчеркнуто национальных картин. Я уверен, что есть масса молодых авторов, которым есть что сказать. Вы находитесь в очень выгодном положении: огромное поле для деятельности и неслыханный потенциал. Я вам завидую и чувствую, что вот-вот начнется взлет.
Вы сегодня для нас – новый мир на старом месте, как Америка Колумба. Мы не можем пропустить это событие и обязательно будем участвовать в вашей жизни. Тем более, что нас объединяют столетия тесных связей.
От редакции:
Господин дю Плантье предложил создать франко-русскую рабочую группу, которая будет регулярно встречаться по конкретным вопросам киноиндустрии и вместе искать решения. Эта идея была поддержана российским министром культуры.

Текст: Наталья Белая
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?