Если считать кинематограф искусством иллюзии, то от этого понятия недалеко и до образов, которые возникают в сознании без всякого внешнего вмешательства
Какой рассказ о фильмах-галлюцинациях может обойтись без упоминания «Соляриса» Тарковского? Отправившаяся на изучение загадочной планеты группа ученых сталкивается с необъяснимым явлением: энергетическое поле далекого мира словно питается воспоминаниями героев и предоставляет им возможность встретиться со своими страхами и переживаниями еще и еще. Кого-то это сводит с ума, кому-то облегчает страдания, для кого-то служит источником философских размышлений. Прежде чем снимать свой фильм, Андрей Тарковский встретился с автором романа Станиславом Лемом, но не смог договориться о том, каким будет мир Соляриса. В результате книга и фильм стали едва ли не противоположностями, хотя и одинаково прекрасными.
Чтобы свести вместе своих героев и их пугающие видения, Стэнли Кубрику не понадобились космические корабли и далекие инопланетные миры. Оказалось достаточным забросить семью писателя-алкоголика в горный отель, полный мрачных секретов. В «Оверлуке» видения преследуют Джека Торренса и его юного сына, обладающего неким сверхъестественным даром. Удивительным образом фильм, сделанный более трех десятков лет назад, до сих пор способен напугать даже бывалого зрителя. А уж если вам в мрачном коридоре встретятся девочки-близнецы, то мы вам не завидуем, лучше бегите из этого места очертя голову. Кстати, совсем недавно Стивен Кинг написал продолжение своего романа, ожидайте возвращения жутких видений и на экран.
Это сегодня высококачественными сериалами никого не удивишь даже на российском телевидении, а ведь совсем недавно «Твин Пикс» Дэвида Линча был настоящим пришельцем из другого измерения. Начинающийся как вполне предсказуемый детектив сериал с первых шагов начинает кружить зрителя в таком немыслимом танце из видений, догадок, мистических тайн, потусторонних гостей и психических расстройств, что немудрено самим двинуться умом. Причем на предмет того, что в тридцатисерийном шоу является «реальностью», а что «галлюцинациями» героев, поклонники спорят до сих пор. Подливают масла в огонь и создатели культового сериала, время от времени будоража фанатов сообщениями о возможном продолжении поисков убийцы Лоры Палмер.
Поклонники Даррена Аронофски, безусловно, помнят его полнометражный дебют «Пи», но массовый зритель узнал о бруклинском самородке в 2000 году, когда на экраны вышла наркотическая драма «Реквием по мечте». Лента свела вместе блестящую Эллен Берстин, взлетевшую еще в 70-х, и молодых Джареда Лето и Дженнифер Коннелли, чьи карьеры участие в «Реквиеме» буквально перевернуло. Картина, наполненная светлыми галлюцинациями людей, в реальности теряющих человеческий облик, стала символом борьбы со всеми видами зависимости для тех, кто верит в исцеляющую силу искусства. Остальные вынесли для себя веру в нового мастера режиссуры и запоминающуюся музыкальную тему, без которой сейчас сложно представить производство трейлеров.
Немудрено раствориться в галлюцинациях, если ты не спишь уже целый год. Герой Кристиана Бэйла страдает бессонницей, причину которой он пытается разгадать. Окружающий мир дает анорексичному замкнутому персонажу подсказки, но Тревор не в силах сложить знаки в общую картину, его окружают люди, которых никто больше не видит, таинственный незнакомец оставляет Тревору записки, а его собственное детство необъяснимо переплетается с жизнью сына знакомой официантки. Ради этого путаного психологического триллера Бэйл похудел на 30 килограммов и едва сам не превратился в призрак. Сравните его облик образца 2004 года с тем, как выглядит Ирвинг Розенфельд в «Афере по-американски», и вы поверите в волшебство. Или в галлюцинации.
Нашедшие друг друга еще в далеком 2000 году Мартин Скорсезе и Леонардо Ди Каприо идут рука об руку плодотворно и успешно. В свое время они брались за историческую драму, байопик и боевик, в 2009 году пришла очередь мистического триллера «Остров проклятых». Детективная история поиска бежавшего из больницы для душевнобольных убийцы к финалу делает невероятный кульбит, выставляя большую часть происходившего ранее на экране вымыслом героя и его видениями. Посчитав, что этого зрителям будет мало, Скорсезе оставил открытый финал, не дающий прямого ответа на вопрос о судьбе персонажа Ди Каприо. Заветный «Оскар» за эту картину ни режиссер, ни его главная звезда не получили, но сотрудничество не прекратили – пятой совместной работой Марти и Лео стал совсем свежий «Волк с Уолл-стрит».
Один из лучших фильмов прошлого года – «Гравитация» Альфонсо Куарона – тоже не обошелся без видений. В открытом космосе, без связи с Землей, без достаточного запаса воздуха, без, казалось бы, малейших шансов выжить – кто бросит камень в героиню Сандры Буллок, поддавшуюся панике и неосознанно вызвавшую у себя и у зрителя яркую запоминающуюся галлюцинацию. Признайтесь, на какой-то миг и вы поверили в то, что астронавт Мэтт Ковальски выжил и пьет водку в советском космическом корабле. В этом заключается великая сила киноискусства, если уж зрители готовы поверить в галлюцинации экранных персонажей, то стоит ли говорить о том, что режиссеры и актеры выдают за реальность. Впрочем, обмануть нас не сложно, обманываться мы только рады.