Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Продолжаем рубрику, в рамках которой каждую неделю авторы FILM.ru рассказывают о фильмах, которым по разным причинам не досталось зрительского внимания, но которые непременно стоит посмотреть.
Девяностые — золотая эра школьных комедий. Среди громких представителей жанра затерялась лента со звездным составом и критикой патриархата. Речь о фильме «Заговор проказниц» Сары Кернохан, о котором знают разве что заядлые фанаты Кирстен Данст или искатели скрытых жемчужин подросткового кино. Рассказываем о забытой ленте про женскую закрытую школу и пытаемся разобраться, почему «Заговор проказниц» не получил заслуженного признания.
Молодежная комедия, которая могла стать классикой жанра, но не стала.
При чем тут Харви Вайнштейн?
На календаре 1963 год. Шестнадцатилетняя Одетта (Габи Хоффманн) вынуждена отправиться в закрытую женскую школу имени мисс Годар: родители выяснили, что дочь планирует попрощаться с девственностью, и решили немедленно разлучить ее с бойфрендом (Мэттью Лоуренс). Оди не приходит в восторг от нового образа жизни: строгие правила, шумные соседки, наказания за опоздания на уроки (девушки то и дело рубят дрова) и невозможность видеться с возлюбленным — школа кажется подростку персональным адом.
Героиня сторонится сверстниц, пока не получает от директрисы (Линн Редгрейв) ценный совет: «Если ты узнаешь их, то сможешь разобраться в себе. А это, хочешь верь, хочешь нет, не менее захватывающее приключение, чем встреча с противоположным полом». Споры с подругами, хулиганство, отстаивание своих убеждений — ненавистная школа вот-вот станет вторым домом.
«Заговор проказниц» мог легко стоять на одной полке с такими молодежными комедиями 90-х, как «Бестолковые», «10 причин моей ненависти» или «Это все она». Правда, на фоне прочих представителей жанра картина выделяется явным феминистским подтекстом. Так что же пошло не так? Если кратко, то потенциально культовое девичье кино было предано забвению не без помощи одного из главных мужчин в киноиндустрии того времени — Харви Вайнштейна.
Начнем с того, что «Заговор проказниц» (в оригинале Strike!) изначально должен был называться «Волосатая птица»: The Hairy Bird — эвфемизм мужских гениталий, что компания Miramax сочла чересчур провокационным. Режиссерка и сценаристка Сара Кернохан поделилась неприятным опытом взаимодействия с Харви Вайнштейном. После предварительного показа продюсер потребовал вырезать некоторые фрагменты. Нежелание Кернохан и других продюсеров (среди них, кстати, числится Нора Эфрон) идти на поводу вывело Вайнштейна из себя, после чего, вероятно, началась история мести. Режиссерка внесла изменения и пересняла некоторые сцены по просьбе Харви, но все же сохранила первоначальный замысел.
В конце концов картина вышла в ограниченный прокат в 1998 году и не удостоилась рекламной кампании. В 2000 году Miramax решила выпустить ленту повторно, но сменить прежнее название — Strike! превратилось в All I Wanna Do. По одной из версий, желание вернуть фильм на экраны было продиктовано успехом ленты «Это все она» и прорывом Рэйчел Ли Кук, которая играет в «Заговоре проказниц» старосту школы. Добавьте к этому предстоящий релиз «Добейся успеха» и «Девственниц-самоубийц»: Кирстен Данст была на пороге головокружительной славы. Все это, вероятно, должно было привлечь внимание к детищу Сары Кернохан, которая, сама того не ведая, действительно собрала на экране будущих звезд Голливуда. Однако Вайнштейн отказался тратить деньги на «Заговор проказниц»: режиссерке пришлось вложить собственные сбережения в продвижение. Фильм пробыл в кинотеатрах всего одну неделю. После этого проект был приобретен Disney и вышел на DVD.
По мнению постановщицы, Вайнштейн похоронил ее дебют. Как и «Заговор проказниц», имя Сары Кернохан вряд ли знакомо широкой публике. Взаимодействие с продюсером и ощущение несправедливости всерьез повлияли на начинающую кинематографистку. Сегодня Кернохан известна прежде всего как документалистка: за ее плечами два «Оскара» — за лучший документальный фильм («Марджо») и лучший короткометражный документальный фильм («Тот»). «Заговор проказниц» — единственная художественная лента в режиссерской карьере Сары.
«Общество мертвых поэтов» для девочек-бунтарок
Можно выделить отдельный поджанр фильмов о привилегированных учебных заведениях. «Заговор проказниц» вписывается в тематику, но в то же время стоит особняком: прежде всего, в отличие от знакового «Общества мертвых поэтов», картина Кернохан очень смешная. И все же в «Заговоре проказниц» легко увидеть приметы так называемого dark (или в данном случае light) academia кино: кампус в Новой Англии, понимающая наставница, красивая форма, закрытый кружок единомышленниц.
Одетта знакомится с шумной компанией подруг: мятежницей Венерой (Кирстен Данст), кокеткой Тинкой (Моника Кина), Твити (Хизер Матараццо), страдающей от булимии, и будущей звездой науки Момо (Мерритт Уивер). Хулиганки бросаются на новенькую с назойливыми вопросами и стремительно открывают девушке невиданный ранее мир женской дружбы. Вскоре Оди получает приглашение вступить в тайное общество DAR. «О, я не республиканка», — вежливо отказывается новенькая. Подруги посмеиваются и ведут ее по скрытым коридорам здания прямиком в секретное убежище. DAR — намек на патриотическую организацию «Дочери американской революции». На деле же аббревиатура для школьниц означает «Дочери американских равиоли»: все предельно просто — подростки воруют запасы консервов из кухни и едят их в холодном виде на уютно обставленном чердаке.
DAR, разумеется, включает в себя не только тягу к равиоли. Школьницы бросают вызов устоявшимся нормам и планируют пойти против течения: вместо комфортной жизни в роли домохозяйки рядом с мужем, двумя детьми и собаками — исполнение заветных желаний и реализация амбиций. Верена мечтает открыть журнал, Тинка — стать актрисой и певицей, Момо — биологом, а Твити — психиатром. Самое удивительное не то, что ученицы отвернулись от консервативных устоев. Трогает за душу магия сестринства, которая сформировалась в стенах школы: девочки дают слово всегда и во всем поддерживать друг друга, помогать на пути к успеху и быть опорой. В суровой для женщин реальности середины ХХ века дружеская договоренность подруг выглядит суперсилой, которая, очевидно, будет подпитывать их после выпуска.
Первая половина «Заговора проказниц» состоит из девчоночьих разговоров, обсуждений новостей, перепалок одноклассниц, нарушений правил и курения сигарет на крыше тайком. Кернохан мастерски выстраивает девичий мир в стенах школы имени мисс Годар: за фасадом строгости и консервативности живут бунтарки, готовые постоять за себя.
Феминистский манифест, или Как Кирстен Данст учит отстаивать свои права
Героинь ожидает шокирующая новость: совет директоров решил устроить слияние с соседней мужской академией. Лишь так школа сумеет справиться с финансовыми проблемами. «Заговор проказниц» шаг за шагом ломает ожидания зрителей и сворачивает на новые тропы. Сначала фильм выглядит обаятельной, но классической комедией о новенькой, которая пытается влиться в коллектив и воссоединиться с возлюбленным. Чуть погодя Оди и вовсе отходит на второй план, и на сцену выходит Верена — пришло время противостоять патриархату и помешать планам взрослых.
Не каждая из подруг визжит от радости из-за предстоящих перемен. Казалось бы, смешанное обучение должно стать шагом к модернизации: закрытые школы для мальчиков и девочек — своего рода архаизм. Да и уроки бок о бок с парнями — разве это не равноправие? Героиня Кирстен Данст готова яростно отстаивать позицию, что слияние — плохая идея. Школа имени мисс Годар дает девочкам-подросткам возможность проявить свои лидерские качества, заставляет чувствовать себя в безопасности среди женщин и лишает необходимости пытаться быть милой, чтобы кому-либо понравиться. Самым весомым аргументом «против» оказывается вопрос конкуренции во время поступления в колледж: приемная комиссия едва ли выберет девушку, если среди многочисленных заявок из одной школы есть парни.
«Заговор проказниц» — редкий феминистский фильм 1990-х, который не боится критиковать общество и при этом быть забавным. Режиссерка обличает проблемы социума — прежде всего отсутствие у девушек тех же возможностей, что и у парней, и определенные ожидания окружающих от «благовоспитанных барышень» (напомним, что действие фильма разворачивается в 1960-х, но вопрос был актуален и в 1990-х, а порой оказывается на повестке и в 2020-х). Сегодня кажется, что проект опередил свое время: не только из-за резонансного сюжета, но и благодаря полностью женской съемочной команде. Кернохан вспоминает, что потратила семь лет, чтобы убедить людей профинансировать картину, где главные роли исполняют исключительно женщины. Стоит также отметить, что для многих молодых актрис «Заговор проказниц» стал первым опытом работы с женщиной-режиссером.
Нотки автобиографии: существовала ли школа имени мисс Годар в действительности?
После окончания фильма мы видим краткую сводку о том, как сложилась судьба каждой из подруг. Хотя героини — плод воображения, режиссерка опиралась на собственную юность при работе над фильмом: Кернохан училась в школе-интернате для девочек Rosemary Hall. Интересный факт: в одном классе с Сарой была Гленн Клоуз, которая вместе с другими школьными приятельницами режиссерки спела заглавную песню «Заговора проказниц». По словам Кернохан, некоторые события из ее жизни вплетены в сюжет. Например, у постановщицы действительно была подруга, которая страдала булимией. И школа Rosemary Hall однажды тоже пережила слияние с мужской академией. Но на тот момент Сара уже выпустилась.
Режиссерка вспоминает пребывание в женском коллективе с особой теплотой. В своем дебюте Кернохан хотелось продемонстрировать, как девушки помогают друг другу и объединяются ради общей цели. Заодно Саре удается отдать дань уважения тысячам женщинам по всему свету.
«Фильм представляет поколение — мое поколение — как то самое, которому суждено было пробить стеклянный потолок и воплотить свои мечты. И это действительно произошло. Моя подруга Гленн Клоуз стала большой звездой. Другая подруга — судьей Верховного суда штата. Еще одна — признанным психотерапевтом. Такое случается нечасто».
Получается, школы имени мисс Годар не существовало. Но существовали и существуют сотни других подобных учреждений, в которых девушки по ночам делятся секретами, организуют тайные общества, переживают из-за лишнего веса, мальчиков и задиристых одноклассниц, бастуют против несправедливости и вершат правосудие. В «Заговоре проказниц», как и в любом автобиографическом произведении, чувствуется личная интонация, которая придает истории душевности. До самых титров не покидает ощущение, что перед нами кино, сотканное из трепетных воспоминаний. Это подтверждает и сама режиссерка. В далекой юности Сара Кернохан сказала своим лучшим подругам: «Я напишу фильм о нас для наших дочерей». К счастью, ей удалось сдержать слово.
Малышка на 10$: рецензия на фильм «Кристи» – боксерскую драму с Сидни Суини
Сегодня / Текст: Катя Карслиди
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
14 ноября / Текст: Владимир Ростовский
Я и моя семья: рецензия на фильм «Хищник: Планета смерти» — приятельское кино об охоте
14 ноября / Текст: Константин Мышкин
Рецензия на боевик «Ловчий смерти»: как снять фэнтези эпохи VHS?
13 ноября / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на фильм «Иллюзия обмана 3» — магия вне Хогвартса в легаси-сиквеле о фокусниках-разбойниках
13 ноября / Текст: Настасья Горбачевская
Шик и блеф: рецензия на сериал «Нам покер» — авантюрную комедию о нелегальном игровом бизнесе
13 ноября / Текст: Константин Мышкин
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).