Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Делай как хочешь: 7 жанровых фильмов Спайка Ли

67 лет исполняется Спайку Ли. Больше 40 из них он отдал кинематографу. И хотя практически во всех его картинах так или иначе внимание заостряется на проблемах афроамериканцев, режиссер попробовал себя почти во всех жанрах. От комедии до хоррора, от театральной постановки до документального кино. Вспоминаем семь фильмов Спайка Ли, где автор проявил себя максимально разносторонне.

Добавить в закладки
Делай как хочешь: 7 жанровых фильмов Спайка Ли

Дэймон Уэйанс в роли Пьера Делакруа на кадре из фильма «Замороченные»

Дэймон Уэйанс в роли Пьера Делакруа на кадре из фильма «Замороченные»

Один из трёх переизданных компанией Criterion, а значит, самых общественно значимых фильмов Спайка Ли — комедия «Замороченные» 2000 года. И прежде не чуравшийся юмора режиссёр открыл XXI век с мрачнейшей сатирой на нравы озабоченной представительством меньшинств интеллигенции. Злобный хохот автора сопровождает все два с лишним часа хронометража картины: главный герой, сценарист Делакруа (Дэймон Уэйанс), надеясь на разрыв контракта с осточертевшей телекомпанией, запускает максимально расистское шоу и, к своему ужасу, моментально провозглашается новой звездой индустрии, бескомпромиссным глашатаем прав и свобод угнетённых групп. Фильм с созвучной завязкой, «Американское чтиво», недавно получил статуэтку за сценарий на «Оскаре», «Замороченные» же четверть века назад остались без наград.

Дензел Вашингтон в роли Малколма Икса на кадре из фильма «Малкольм Х»

Дензел Вашингтон в роли Малколма Икса на кадре из фильма «Малкольм Х»

Ещё один важнейший фильм Спайка Ли — байопик о Малкольме Иксе 1992 года. Трёх с половиной часовой эпик об иконе «чёрного активизма» и спустя 30 лет признаётся одним из лучших фильмов режиссёра, а роль Дензела Вашингтона остаётся одной из самых выдающихся в его фильмографии. С тех пор Спайк Ли так и не решился снова подступиться к жанру биографии — возможно, он считает, что уже практически идеально выступил на поле байопика и пора решать другие творческие задачи. Хотя, с другой стороны, фигура Мартина Лютера Кинга как главного героя одного из будущих фильмов Ли так и напрашивается — даже странно, что картина всё ещё не снята.

Кадр из документального мини-сериала «Когда рушатся плотины: Реквием в четырех актах»

Кадр из документального мини-сериала «Когда рушатся плотины: Реквием в четырех актах»

Не чурается Спайк Ли и телевизионной документалистики: в 2005 году режиссёр отправился в Новый Орлеан снимать последствия урагана Катрина, одного из крупнейших стихийных бедствий в истории США. Восемь поездок в Луизиану, сотни интервью, десятки часов отснятого материала, как итог — четырёхсерийный док для HBO о судьбе уничтоженного (затоплено было 80% территории) города и оставшихся без жилья людей: таких, по официальным данным, оказалось 700 тысяч, государство граждан практически бросило, о чём Ли со свойственным ему запалом говорит прямым текстом. Спустя четыре года режиссёр вернулся в Луизиану и снял ещё один док, If God Is Willing and da Creek Don't Rise – о том, как Новый Орлеан живёт спустя несколько лет после трагедии: что удалось возродить, а что оказалось утерянным безвозвратно.

Дэвид Бирн на кадре из фильма «Американская Утопия»

Дэвид Бирн на кадре из фильма «Американская Утопия»

Также Спайк Ли снял несколько телевизионных версий театральных постановок, концертов, стендап-спешлов. Самым выдающимся из них, безусловно, является «Американская утопия», бродвейский концерт Дэвида Бирна и Talking Heads, презентация одноименного альбома. Разумеется, на 90% успех картины — заслуга самого Бирна как автора песен, а также хореографов и осветителей, но оставшиеся 10% — идеальная запись концерта. Разумеется, роль Ли здесь скорее техническая, но и она отработана безукоризненно: настолько, что закрадывается подозрение, что именно это выступление лучше смотреть в кинотеатре или даже по телевизору, а не непосредственно в зрительном зале.

Тейона Паррис в роли Лисистраты на кадре из фильма «Чирак»

Тейона Паррис в роли Лисистраты на кадре из фильма «Чирак»

Музыка всегда сопровождала Ли, режиссёр никогда не стеснялся отдавать музыкантам и певцам внушительные куски хронометража. Тем страннее, что полноценный мюзикл Ли снял только в 2015 году, уже на позднем этапе карьеры. Название «Чирак» — сочетание Чикаго и Ирака, которые режиссёр не стесняется сравнивать в контексте количества убийств американцев за XXI век: в Чикаго их, конечно, больше, а всё остальное Ли уже не важно. В картине вообще слишком много для публицистического высказывания нелогичных допущений, но как мюзикл она прекрасна. По сюжету жёны членов преступных банд устраивают мужьям сексуальную забастовку, а те спустя несколько месяцев воздержания подписывают между собой мирный договор. За музыкальными номерами не так заметна надуманность сюжета, песни идеально встраиваются в повествование — в любом другом жанре переложение «Лисистраты» Аристофана было бы смехотворным. Но Ли удаётся поймать почти идеальный баланс между современными бандами Чикаго и древнегреческой трагедией, связностью сюжета и собственным желанием и песню спеть, и о политике поговорить.

Делрой Линдо в роли Пола на кадре из фильма «Пятеро одной крови»

Делрой Линдо в роли Пола на кадре из фильма «Пятеро одной крови»

Попробовал себя Спайк Ли и в военном кино. «Пятеро одной крови» — последний на данный момент фильм режиссёра. История возвращения четырёх американских ветеранов во Вьетнам хотя и разворачивается в наши дни, но обильно сдобрена флешбэками. Прилетает бравая четвёрка в Юго-Восточную Азию не просто так, а ради перезахоронения останков боевого товарища, пятого из компании, но это только формально, на самом же деле группа рассчитывает найти чемодан золотых слитков, когда-то оставленных неподалёку от места погребения того самого не вернувшегося из перестрелки сослуживца. Сами по себе свист пуль, запах напалма поутру и зелень джунглей Ли не очень интересны, так что даже в таком нестандартном сеттинге режиссёр занимается тем, что любит и умеет лучше всего, — рассказывает о том, как США задолжали афроамериканцам. Вьетнамцы Ли абсолютно безразличны, даже когда речь заходит непосредственно о Вьетнамской же войне. Местами противоречивое, а местами и вовсе вызывающее оторопь зрелище, лучше всего «Пятеро одной крови» смотрятся как приключенческое кино о поисках золота. Остальные же аспекты картины, кажется, рассчитаны на очень узкую и политически ангажированную группу зрителей.

Стефен Тайрон Уильямс в роли доктора Грина на кадре из фильма «Сладкая кровь Иисуса»

Стефен Тайрон Уильямс в роли доктора Грина на кадре из фильма «Сладкая кровь Иисуса»

Пока единственное упражнение Спайка Ли в хорроре пришлось на «Сладкую кровь Иисуса», размашистый ремейк «Ганджи и Хесса», классического блэксплотейшена родом из 1970-х. Доктор Хесс (Стивен Тирон Уильямс), исследователь империи Ашанти и, так уж вышло, вампир, пытается принять себя как кого-то, кто больше не человек. Ворует по больницам донорскую кровь, заражает вампиризмом случайных знакомых, учится не мешать водку с кровью и избегать ВИЧ-позитивных жертв. Гораздо сложнее доктору становится выстраивать отношения с девушками, которые ему действительно нравятся, — значит, лучше их всё-таки не кусать. Участь вечно испытывающего жажду бессмертного вампира прискорбна. Фильм ужасов в исполнении Спайка Ли получился скорее печальным, чем страшным, но реки крови и горы трупов всё же навевают жуть. Ну а Ли, оставаясь верным себе, за почти 40-летнюю карьеру попробовал себя практически во всех жанрах киноискусства, закрытых дверей для него не осталось. Это ли не признак мастерства?

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?