Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Дело не только в шляпе

Добавить в закладки

Санкт-Петербург превращается в столицу многосерийного кино.
Здесь как блины скатываются с горячей «сковородки» аппетитные «Бандитский Петербург», «Охота на Золушку», «Менты», «Агент национальной безопасности», «Убойная сила»… В ролях, как правило, заняты питерские актеры. Для многих из них, скромных тружеников театра, временная жизнь в телесериале меняет судьбу. В сериалах все чаще снимаются звезды… Так, Донатас Банионис приехал из Вильнюса, чтобы сыграть знаменитого сыщика Ниро Вульфа. Роль незаменимого помощника Вульфа – Арчи Гудвина – взял на себя Сергей Жигунов. Съемки трех новых фильмов «Дело в шляпе», «Воскреснуть, чтобы умереть», «Голос с того света» (всего их в проекте – десять) с переходящими из фильма в фильм главными героями осуществляет киностудия «Свет» (Москва) при участии студии «Голос» (С.-Петербург). Сценарист Владимир Валуцкий, набивший руку на «Приключениях Шерлока Холмса», прошелся по пяти романам классика американской детективной литературы Рекса Стаута, сочинившего толстого и умного Ниро Вульфа. Режиссер – Евгений Татарский («Приключения принца Флоризеля», «Золотая мина», «Убойная сила»), он же Председатель Союза кинематографистов С.-Петербурга. Продюсированием картины занялся Сергей Жигунов. События разворачиваются в 30-е годы в Нью-Йорке.
Мы отправились к берегам Невы, на съемочную площадку фильма «Дело в шляпе», в оранжерею Вульфа, страстного любителя и коллекционера орхидей. Оранжерея разместилась в прилегающем к Эрмитажу особняке, который был подарен Александром II сыну – Князю Владимиру Александровичу. Теперь здесь Дом ученых. Место, где снимались все основные сцены, включая убийство, – шикарный кабинет Князя (кабинет Ниро), весь напичканный уникальными экспонатами. Здесь почти все настоящее – именно за этим столом, в этом кресле сидел Князь Владимир. Теперь здесь расположился Банионис. Сам он трепета по этому поводу не ощущает. Говорит: «Здесь красиво, но пыльно и душно». Еще бы. Именно в этом кабинете впервые была отработана практика бронирования помещения – окна, стены прикрыты металлическими ставнями, чтобы обезопаситься.
У Стаута Ниро Вульф – человек пивной, обрюзгший… Банионис, восседающий в именитом кресле, держался весьма отстраненно, даже обиженно, ему не нравилось, что мы рассматривали его.
«Я не люблю Ниро, – заявил он, – и вообще не понимаю, почему и за что я должен любить свой персонаж. Я люблю жену, сына… Да, Ниро мне несимпатичен и неинтересен. Меня заставляет делать его таким – режиссер. Я в его воле, остается только подчиняться. Ужас…».
Тут режиссер Евгений Татарский взрывается: «Донатас, а каких персонажей вы любите или любили? Не ошибусь, если скажу за вас, что никого и никогда!!! А то господа журналисты так и напишут, что он играет Вульфа, которого не любит… Поймите, у Баниониса такая позиция, такой актерский принцип…».
Донатас рассмеялся: «Я, действительно, не люблю тех, кого играю… Все кино лживо…».
А за что любить-то? Каждый день на письменном столе (том самом) выставляются для Ниро пять бутылок пива. Их надо открывать и пить. И так в течение двух с половиной месяцев… А Банионис пива не пьет, он любит коньяк… Какое тут настроение будет! Ему все надоело. «Конфликты – абсолютно естественная вещь, – объясняет режиссер, – поссориться с актером один раз в три дня считается нормой. Я уже работал с Банионисом в картине »Приключения принца Флоризеля« и знаю, что после съемок он присылает мне любезные открытки. Так будет и теперь. Причина ссор может крыться даже в магнитных бурях…».
И все-таки Банионис оживился, когда его спросили о родном паневежисском театре.
«Я играю в семи спектаклях, – ответил он, – »Самоубийца«, »Иванов«, »У озера«… Из новых – »А дальше тишина«. Играю роль, которую когда-то играл Плятт… Наш театр все время меняется. Он зависит от личности режиссеров. Теперь, в основном, у нас ставят приезжие. Делают спектакли, даже не зная языка. Нет личности – нет глубокого, мыслящего театра. Почему-то решили, что Станиславский – это плохо. Плохой Станиславский – там, где его плохо понимают. Сейчас времена не моего театра, потому что актер не нужен. Гамлета может играть любой, с улицы взятый музыкант, и Дездемону играет балерина… Чем же увлекают зрителей? Эффектами!!! Зрители с восхищением говорят: »На сцене шел настоящий дождь!«. Не актер восхищает, а вода…».
Банионис играет в театре на литовском языке. Он не скрывает, что по-русски говорит все хуже и хуже. В его жизни русского языка становится все меньше. Работая в этом сериале, ему пришлось выучить огромное количество текста. В фильмах советского времени за Баниониса говорил Александр Демьяненко. На этот раз сыщика озвучил питерский актер Геннадий Богачев, с условием, что и ему дадут что-нибудь сыграть.
Музыку к сериалу пишет Владимир Дашкевич, хотя не знает, когда и где она прозвучит. Дело в том, что при перезаписи режиссер-постановщик расставляет темы так, как ему кажется нужным, и этим сериал отличается от художественного кино, здесь музыка не пишется под экран. Как многоопытный кинокомпозитор, Дашкевич умеет делать все. Вместо того, чтобы сочинять, сыграл написанную им же увертюру к фильму «Шерлок Холмс» наоборот, то есть задом наперед… Таким неизученным способом сделал полтора часа перевернутого Холмса для Ниро Вульфа.
Евгений Маркович Татарский знает, что делает. Все 10 серий будут сниматься в разных жанрах, что заметно подсластит пресную литературную основу.
«В телевизионном проекте не может быть долгих раздумий, – говорит он. – Это в кино можно – ногу на ногу, задуматься и сказать кому-то: »Вон!…«. Здесь съемки не могут быть приостановлены из-за плохого солнышка… В телевизионном проекте этого не может быть априори… Нас, всех, кто работает для телеэкрана, объединяет то, что мы точно знаем аудиторию, для которой снимаем. Мой сериал – для интеллигенции, мои шутки, то есть шутки Стаута, сегодня понятны не всем. Фильм для тех, кто их понимает… Сергей Жигунов говорит, что я испытываю латентное стремление к авторскому кино (шутит, конечно).
»Проблема телевизионного кино, как помеха художественному, надумана, – настаивает Жигунов. – Кто и как может влезть в чужой карман частных телеканалов, которые по своему усмотрению снимают те или иные фильмы? Бойкот объявить? Но зачем? Чтобы актеры отказались сниматься в криминальных сериалах? Государство не финансирует телевизионное кино. О чем может идти речь? Телевизионное кино помогает кинематографистам выжить… И имеет связь со зрителем… Кому может мешать то, что всем нужно? И теперь, когда мы, наконец, смогли вышибить мексиканские и американские сериалы с отечественного экрана, прекратив поток «чуждой нам идеологии» (если говорить старым языком), зачем рассуждать о вредности отечественных сериалов? Но чтобы телекино не теряло художественности, артист должен нести ответственность за то, что он делает: внимательно изучить сценарий, разобраться, кто продюсирует картину, каков размер бюджета, кто работает в съемочной группе и на каком канале будут показывать…".
Сказано хорошо. А конкретный результат – фильмы о приключениях Ниро Вульфа и Арчи Гудвина – мы оценим на НТВ где-то в начале осени.

Текст: Дина Радбель
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?