Наверх
Фильмы 2018 Мир Юрского периода 2 Лето Суперсемейка 2 8 подруг Оушена Ночная смена План побега 2 Убийца 2. Против всех

Рецензия на фильм

Цезарь должен умереть

Докудрама, разыгранная настоящими преступниками

Удачное соединение двух высказываний Шекспира: «Весь мир – театр» и «Весь мир – тюрьма»

В настоящей римской тюрьме Реббибиа преступники, осужденные кто пожизненно, кто на 15 лет за убийства, связи с мафией или за неопределенные «различные преступления», ставят на тюремной сцене шекспировского «Юлия Цезаря», и подготовка к спектаклю снята как подготовка к убийству.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Цезарь должен умереть"

Спектакль заканчивается, Цезарь давно убит, Брут бросается на клинок. Актеры уходят под конвоем, и тут на экране, как в хорошем боевике, появляются слова «За полгода до этого»: сейчас нам покажут, как готовилось это преступление.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Цезарь должен умереть"


На Берлинале-2012 фильм получил «Золотого медведя» и приз ФИПРЕССИ, а всего у братьев Тавиани более 30 призов разных фестивалей, в том числе и ММКФ.

Итальянские классики братья Тавиани в свои 80 лет сняли легкий и умный фильм, упрятав в одну тюремную камеру театр, документалистику и игровое кино. Настоящие преступники репетируют «Юлия Цезаря», превращая все пространство тюрьмы в театр. Лучший эпизод, наиболее близкий к неигровому кино, – пробы, во время которых зэки должны проплакать или в ярости прокричать свои имена и даты рождения. Тут и становится понятно, что в каждом итальянце живет паяц, готовый в любой момент прийти в ярость или зарыдать.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Цезарь должен умереть"


Сальваторе Стриано играл у Абеля Феррары («Неаполь, Неаполь, Неаполь!») и у Маттео Гарроне в («Гоморре»).

С самым сильным актером – Сальваторе Стриано – братья Тавиани слегка схитрили: на самом деле, он был освобожден из Реббибии в 2006 году, и с тех пор профессионально снимается в кино. Он вернулся в тюрьму ради этого фильма, и его участие превращает формальный эксперимент, любительскую постановку в настоящую драму.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Цезарь должен умереть"


Среди других необычных экранизаций Шекспира – «Гамлет идет в бизнес» Аки Каурисмяки, «Ран» Акиры Куросавы и «Гамлет» Найджела Томма, в котором в течение 63 минут показывают белый экран.

Зэки уже не репетируют Шекспира, а проживают его, и чем дальше, тем больше шекспировский сюжет напоминает историю мафиозных разборок. Тавиани – специалисты по экранизациям и костюмным драмам, но тут они оставляют яркие разноцветные костюмы подмосткам. Герои ходят в простой тюремной одежде, серой, потому что почти весь фильм – черно-белый. Цвет появляется во время спектакля, он играет роль «лучшей жизни», облагороженной искусством. В этом есть какое-то старомодное величие.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Цезарь должен умереть"

И вывод тоже старомоден. И страшен: искусство не лечит и не облагораживает, оно открывает человеку бездны. Да, оно придает миру краски, но возвращаться в цветную камеру и знать, что ты взаперти, – это ужаснее, чем жить в черно-белом мире.



Комментарии  131


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть