Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Детишек на «Эффект бабочки» ни в коем случае не водить, там собачку сжигают. Но во всем остальном фильм вышел на удивление легкий, стройный, остроумный и в то же время достаточно существенный. Даже Эштона Катчера в главной роли можно стерпеть благодаря сценарию, режиссуре, а также тому, что роль играют аж трое в разных возрастах, и ценен не сам Катчер, а сходство лиц.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

На первый взгляд это мистика, даже фантастика, причем с оттенком ужастика. Есть основания: авторы Эрик Бресс и Джонатан Грабер писали «Пункт назначения 2», фишка с потерей памяти отсылает к «Помни…», а прогулки во времени – к многочисленным «Назад в будущее». Однако, в конце концов, «Эффект бабочки» оказывается не меньше, чем экзистенциальной комедией уровня «День сурка». Только более молодежной. Заслуга уровня – в том, что Грабер и Бресс много лет торговали сценарием, чуть ли не голодали, но так и не продали. Взяли и сами сняли, спродюсировали. Бывает. Вот чувствуешь, что наткнулся на нечто, и оно может выгореть, и если не продешевишь, действительно выгорает.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Впрочем, за счет усиленной «молодежности» шедевра, в отличие от недавнего европейского собрата «Курить/Не курить» Алена Рене, в любом случае не будет. Однако даже сгущенные краски смотрятся. В жизнь одного парня засунуто все, самое популярное: неполная семья, дурная наследственность, маньяк-педофил, жестокое обращение с животными. Фишка с потерей памяти заставляет его все время возвращаться в забытые места, чтобы сделать, как лучше, и благодаря фантастической «машине времени» (детский дневник) разборки просты и наглядны. Естественно, вместе с прошлым меняется и будущее, в него тоже пихнули, мало не покажется – тюрягу с голубыми, психушку, паралич. Но, поскольку «машина времени» в данном случае – только метафора, постоянные метаморфозы лишь усиливают интерес к самой экзистенциальной проблеме. А как же жить-то все-таки? Ответ дан быстро и весело, не оторвешься.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Пятьдесят лет назад абсолютно аналогичный сюжет, только без фантастики, разрабатывал некто Макс Фриш. Однако в его пьесе «Биография» мужик был постарше и кончался от рака. Разборки с бывшей женой, тем не менее, те же. «А вот если бы я тогда не налил ей шампанское». «А вот если бы я ее выгнал вместе со всеми». «А вот если бы мы просто поговорили, но не переночевали». Увы, как бы ни сочинялось, мужик все равно рано или поздно доставал эту женщину и отравлял жизнь себе и ей, и предсмертная жуткая грязная совесть была у него вовсе не от нее, а потому что в принципе никогда и ни в чем не мог себе отказать. У Фриша, таким образом, выходила экзистенциальная драма с единственным решением – в тот самый памятный вечер женщина встала и сама ушла, раз и навсегда.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Эффект бабочки» с героем проделывает и это, только наоборот, поскольку парень не сволочь. Но фильм через полвека продвинулся несколько дальше. Говорить «А пошло все на фиг» эффективно лишь в одном случае – когда оно действительно туда пошло. Когда ты разобрался с прошлым, какое бы оно ни было, и если пришлось – расплатился. То есть лучше, конечно, не гадить вообще, тогда и платить не придется, и фильм предлагает почти совсем такой случай. Несчастный Катчер невинен. Вот когда его парализовало, уж даже я хмыкнула в голос. Но мир-то кругом очень даже винен, поэтому каждому, без исключения, без разборок не обойтись. Заранее учтя момент «не гадить», фильм позволяет Катчеру успеть разобраться с прошлым, и тут же становится именно экзистенциальной комедией. Все в детстве схвачено? Все. Значит, его просто больше нет. Ни прошлого, ни будущего – чистый лист, свобода на баррикадах, и можно петь, свистеть, разгадывать кроссворды. Живи – не хочу. Настоящим.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Поскольку к своему детищу авторы весь процесс относились предельно трепетно, в быту и нравах не допустили практически никакой пошлости. Правильные мама, Кейли, Ленни, Томми, восхитительный сосед по общежитию, выразительный сокамерник. Наркотиков и секса – в норме. Изображение и монтаж предельно реалистичны. Претенциозности спецэффектов – минимум. Работа проделана большая. Было бы глупо ее не оценить.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  104

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть