Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Еще раз о любви и предательстве

Добавить в закладки

«СКН» уже писала о споре, возникшем вокруг фильма «Война Принцессы». В № 7/43 от 18 февраля был опубликован материал с изложением позиции режиссера Владимира Аленикова, отстраненного продюсером от работы над картиной. Мы сочли нужным предоставить слово и противоположной стороне конфликта. Корреспондент «СКН» излагает точку зрения продюсера.
А начиналось все как идиллия: режиссер легко убедил знакомого бизнесмена вложить деньги в свой проект. Владимир Алеников давно вынашивал замысел сделать вариацию (перепев на русский лад) классической «Вестсайдской истории». В активе постановщика был успех давних лент про Петрова и Васечкина и некие «голливудские связи» (последние годы Алеников постоянно жил в США). К тому же Владимир Алеников был абсолютно уверен, что снимет шедевр – кино фестивального класса с недюжинным коммерческим потенциалом. Послед-ний аргумент оказался решающим для продюсера – он решил запустить фильм в производство. «Для меня эти вложения не были бескорыстным меценатством, проект изначально был коммерческим: как и всякий продюсер, я намеревался не только окупить фильм, но и получить прибыль», – говорит он.
Для производства картины был основан фонд «Новое кино», его президентом стал продюсер Александр Элиасберг. Оговаривалось, что все права на будущий фильм отходили к этому фонду. Постановщику была предоставлена полная свобода действий: так, съемки «подмосковной» натуры производились в Одессе, а для одного эффектного кадра – громадной морской волны – даже снаряжалась специальная экспедиция на Сейшелы. На производство фильма (включая выплаты режиссеру и творческой группе) были потрачены весьма солидные по отечественным меркам суммы. К сожалению, в начале работы над лентой продюсером и режиссером была допущена серьезная оплошность – так как их отношения на тот момент были дружескими, обязательства сторон не были надлежаще оформлены. Стороны ограничились устной договоренностью. Потому впоследствии было потрачено немало усилий на юридиче-ское урегулирование ситуации.
Конфликт вокруг судьбы «Войны принцессы» вспыхнул в тот момент, когда режиссер представил продюсеру черновую сборку картины. Обещания Аленикова сделать «фильм фестивального класса» на поверку оказались блефом. История первой любви девочки и парнишки из враждующих банд выглядела на экране надуманной и невнятной, режиссерские просчеты были очевидны: провисали характеры и мотивировки событий. Обилие однотипных планов затрудняло возможность обычного перемонтажа. В этой непростой ситуации продюсер решил проконсультироваться с членами съемочной группы, но те единогласно поддержали творческое решение постановщика. Как выяснилось позднее, за негативный отзыв о его работе режиссер каждому из своих подчиненных пригрозил санкциями – увольнением. Вместо того, чтобы признать творческую неудачу и попытаться спасти фильм, Владимир Алеников категорически отказался от существенных переделок. У продюсера было два выхода – смириться с солидными убытками или предпринять попытку «вытянуть» фильм. Он предпочел второе: «Поняв, что имею дело не с товарищем и партнером, а с человеком, который намерен обвести меня вокруг пальца, я отказался от его услуг».
Для доработки картины был приглашен режиссер Олег Погодин, который привел с собой новую команду: сценариста Евгения Фролова, оператора Владислава Опельянца, художника Никиту Мурзина. «Я знал Олега Погодина как одаренного кинематографиста, отлично знающего историю кино, чуткого к современным веяниям. Несколько недель я уговаривал его взяться за это дело, прежде чем сумел убедить. Материал представлялся ему почти безнадежным» – рассказывает продюсер Александр Элиасберг. Были проведены сокращения (в корзину ушли, к примеру, эпизоды, где все взрослые персонажи были показаны исключительно похабниками и пьянчугами). Для того, чтобы уравновесить фабулу и попросту свести концы с концами, потребовались серьезные досъемки (почти 50 % материала). История «Ромео и Джульетты из русской глубинки» у Аленикова не задалась. Поэтому на первый план вышла судьба другого героя – периферийного персонажа первоначального сценария по прозвищу Рыжий – драма неординарной личности, которая не может реализоваться адекватно в условиях захолустного городка. Его действия и намерения являются в новом варианте фильма движущей пружиной сюжета, от имени Рыжего и ведется повествование. Перемены в сюжете повлекли за собой смену заглавия, теперь фильм называется – «Некто Рыжий». Метаморфозы исходного материала столь существенны, что с полным правом можно говорить о рождении новой картины.
Владимир Алеников тем временем развернул собственную войну за «Принцессу», которую он по сию пору считает шедевром. Продюсер предложил Аленикову компромисс: отыскать нового инвестора – солидную компанию, которая по достоинству оценила бы качества его работы и выкупила материал, или же – нового партнера, который предоставил бы средства для доводки «пронзительной истории любви» на приемлемых для продюсера условиях. Вот где помогли бы те «связи в Голливуде», о которых так много говорит режиссер. А так как денег Аленикову отыскать не удалось, в общении с продюсером и творческим персоналом он предпочел методы закулисных интриг и шантажа. С целью воспрепятствовать досъемкам картины он попытался запугать юных исполнителей. Им была инициирована серия публикаций с агрессивными атаками на творческую репутацию режиссера, сценариста и композитора новой версии фильма. В них ставились под сомнение этичность действий доработчиков и их профессиональная состоятельность. Так, смертными грехами Олега Погодина объявлялось то, что, во-первых, он – дебютант, во-вторых – киновед по образованию, а в третьих – пришел в большой кинематограф из коммерческой рекламы и музыкального видео. И ни слова о том, что статьи этого автора публиковались в таком серьезном издании, как «Искусство кино»; что поставленный им детский телесериал «Котовасия» выходил в эфир на канале НТВ; и наконец, о том, что работа в рекламе – способ профессионального тренинга и зачастую – едва ли не единственный в современной российской ситуации путь в «полноценную» режиссуру, который открыт начинающему постановщику.
Этический аспект дела тоже не столь однозначен, каковым желает представить его г-н Алеников. Переделки рабочего материала – не самодурский почин новорусских времен. Хрестоматийной стала история легендарного голливудского фильма «Унесенные ветром», во время работы над которым продюсеры сменили несколько постановщиков (включая «классиков» Джорджа Кьюкора и Сэма Вуда). Доработка, перемонтаж, досъемки провальных лент широко практиковались и в советском кино. Сам Владимир Алеников на заре своей режиссерской деятельности принимал участие в «доделке» чужих картин. Да и его полнометражный дебют «Жил-был настройщик», кстати, был «вытянут» Геннадием Полокой и Роланом Быковым.
В своих печатных выступлениях Владимир Алеников оперирует застарелым интеллигентским мифом: «Художник всегда прав». Но прав ли художник, отказавшийся выполнять свои обязательства перед продюсером, который вложил собственные средства в дорогостоящий кинопроект? И можно ли говорить о правоте художника, который ставит подножку молодым коллегам, остервенело воюет с перспективными дебютантами? Едва ли.

Текст: Арсений Страбыкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?