Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Рецензия на фильм «Притяжение»

Крепкое, ладно исполненное специалистами по компьютерной графике жанровое кино о человеке и его предназначении страдает от уже ставшей фирменной мелодраматичности и прямолинейности Бондарчука.

6
оценка

Приблизившийся к Земле инопланетный звездолет попадает под огонь российских воздушно-космических сил и терпит бедствие на юго-востоке Москвы. Разрушенный в результате катастрофы столичный район Чертаново оцепляют войска и полиция, но контакта с пришельцами не получается – гигантские бронированные твари не склонны просить помощи, хотя и угрозы не демонстрируют. Однако затянувшийся статус-кво не особенно нравится местным жителям, несколько представителей бойкой чертановской молодежи проникают в зону карантина и наводят собственные связи с инопланетянами. Но ужиться с братьями по разуму будет непросто, ведь среди представителей человечества нет общего мнения о том, как поступить с гигантским шаром-разрушителем и его обитателями.

Кадр из фильма "Притяжение"

Кадр из фильма "Притяжение"

До представления в Сети первого тизера картины «Притяжение» снималось в обстановке самой строгой секретности, локациями съемок стали сразу несколько районов-новостроек Москвы и объекты Министерства обороны РФ

Кроме прочих талантов и умений режиссеров во все времена ценилось в арсенале и такое качество, как способность делать кино актуальным, предугадывать настроения и тенденции развития общества. Именно предугадывать, ведь производство кино – дело во времени весьма протяженное, вчерашние проблемы, затронутые сценаристом, для зрителя откажутся даже не позавчерашними, а древностью и рухлядью прошлых веков. Федору Бондарчуку в чутье не откажешь – любой его фильм оказывался не то что на острие настроений, этот режиссер точно обладает провидческим даром и обгоняет время. Вот и «Притяжение», возникшее словно из ниоткуда огромным пожирающим Чертаново Левиафаном, трубит во весь голос: «Пороховая бочка агрессии в россиянах наполнена до предела, фитиль у нее сантиметровый, и спичка уже поднесена к кончику».

Кадр из фильма "Притяжение"

Кадр из фильма "Притяжение"

«Притяжение» стало четвертым российским фильмом, который можно посмотреть в формате IMAX. До 2017 года конвертации удостаивались лишь «Сталинград», «Экипаж» и «Дуэлянт»

Очевидные гуманистические посылы и романтическая линия – всего лишь ретушь, настоящий ужас авторов фантастического боевика вызывает мысль о том, что сегодняшнее общество в нашей стране предельно разобщено, различные общественные страты настроены друг против друга самым решительным образом, СМИ и ТВ пичкают потребителя ядом злобы, а агрессия готова вот-вот вырваться наружу. И благом тогда будет падение в Москве НЛО, алиены примут удар на себя. Но рассчитывать на них не приходится – если мы не вернем себе человеческий облик, друг на друга пойдут полицейский и школьник, уличный хулиган и военный, сосед-автослесарь и очкастый ученый из НИИ. «Притяжение» линзой выпячивает неизбежный грядущий взрыв, но не дает советов по излечению. Придется искать самим.

Кадр из фильма "Притяжение"

Кадр из фильма "Притяжение"

Однако все вышесказанное лишь небольшая, пусть и яркая часть происходящего на экране. Вот только об остальном в столь же восторженных тонах говорить не получится. «Притяжение» исполнено на самом высоком уровне: на славу поработали художники и декораторы, прорисовке фантастических деталей корабля и концепту облика пришельцев могут позавидовать лучшие западные студии спецэффектов, в фильме есть драйв и особенная молодежная энергетика, но вот с логикой и душой у картины вяжется далеко не все. Очень не хочется раскрывать главный спойлер картины, однако облик гостей из далекого космоса размашистым крестом перечеркивает все, что было показано в картине за предыдущий час. С ленты моментально слетает флер реалистичности, фантастика превращается в мелодраму, причем самого банального розлива.

Кадр из фильма "Притяжение"

Кадр из фильма "Притяжение"

Не выдерживает критики и проработка сценаристами персонажей, слишком много в них нестыковок и противоречий. Одержимая потерей подруги Юлия сначала рвется вершить месть, но выгорает в пять минут и превращается в поборницу толерантности, равенства и братства. Ее отец – руководитель, между прочим, штаба обороны столицы, полковник – за пару часов умудряется стачала потерять наградной пистолет, потом Самый Секретный Пропуск и, наконец, снова табельное оружие. Таким гаражный кооператив охранять не доверишь, а тут – Москва. Да и остальные персонажи скорее не живут в фильме, а присутствуют в очаге катастрофы, как остовы сгоревших машин, обломки высоток и исковерканные трибуны уничтоженного ударом стадиона.

Кадр из фильма "Притяжение"

Кадр из фильма "Притяжение"

Актеры вроде и пытаются сделать из своих персонажей людей, но удается это по большому счету только Александру Петрову, да и то только потому, что ярость – самая органичная для этого актера эмоция. Остальные не слишком выделяются ни старанием, ни заоблачным талантом. Особенно заметно это по Олегу Меньшикову и Риналю Мухаметову. Первый, кажется, не понял, куда попал, и регулярно переигрывал, а второй большую часть фильма паясничал, сбивая настрой зрителя и разрушая атмосферу локального апокалипсиса.

И все же «Притяжение» не хочется называть неудачей. Это работа, выполненная с большим энтузиазмом, это оригинальная история, за которую не стыдно, это в конце концов зрелище с большой буквы, от которого пять-семь раз искренне захватывает дух. Да, сюжет фильма получился несколько «девочковым», и чувственная его часть адресована подросткам в большей степени, чем зрителю взрослому, но, как и положено явлению, связанному с космосом, этот небольшой шаг команды «Притяжения» одновременно стал гигантским прыжком для всей нашей киноиндустрии. Делать хуже теперь будет просто неприлично. Парни в Чертаново не поймут.

С 26 января в кино.

Альтернативное мнение
Борис Хохлов
Хочется кардинально не согласиться с Евгением в очень многих пунктах. Начиная с того, что да, это не боевик, а «гуманистическая мелодрама», но ничего плохого я в этом не вижу – именно на таком кино росли в свое время мы («Приключения Электроника», «Гостья из будущего»), и «Притяжение» черпает из советского кино тех лет не меньше, чем из современного Голливуда. Да, к сценарию в мелочах есть вопросы, но фильм нацелен на подростков, а они воспринимают кино не холодной логикой, а сердцем. И в корне не согласен с оценкой актерских работ – натужная, искусственная «ярость» Петрова, пожалуй, худшее, что в «Притяжении» есть.
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  141

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть