Есть у Бэтмена начало

Детство Летучей Мыши обернулось взрослым кино. Вместо привычного рисованно-павильонного театрально-компьютерного аттракциона "Бэтмен: начало" предлагает реальную натуру с отдельными демонстративными вкраплениями графики и трюков. Реальные корни комиксов, место Бэтмена в жизни -- вот идея последней серии. С непривычки шокирует...
Рецензии

Детство Летучей Мыши обернулось взрослым кино. Вместо привычного рисованно-павильонного театрально-компьютерного аттракциона «Бэтмен: начало» /Batman Begins/ (2005) предлагает реальную натуру с отдельными демонстративными вкраплениями графики и трюков. Реальные корни комиксов, место Бэтмена в жизни – вот идея последней серии. С непривычки шокирует, но: «Так в этом вся фишка», – сказала соседка-американка.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Бэтмен: начало"

Смотреть интересно, рассказывать не надо. Будет все: век невинности, сиротка в бурю, твой дом – тюрьма, семь лет в Тибете, возвращение не по Звягинцеву, две крепости, фигаро – тут, фигаро – там, смертельное оружие, враг у ворот и послезавтра – триумф воли, победа веры. Кажется, что Нолан обнаглел. Предысторию Брюса Уэйна, известного как Бэтмен, Кристофер Нолан аккуратно собрал из потертых детских кубиков. Тысячелетняя тайная организация «Лиги тени» – чистый перепев тысячелетней предыстории последнего «Изгоняющего дьявола: Начало» /Exorcist: The Beginning/ (2004). Ее тибетская дислокация – из «Пуленепробиваемого» /Bulletproof Monk/ (2003). Журналистско-полицейская шумиха вокруг Человека-Летучей Мыши – ровно «Человек-паук» /Spider-Man/ (2002), так же как позже крушение поезда на эстакаде – «Человек-паук 2» /Spider-Man 2/ (2004), один в один. Процесс экипировки Брюса у Люциуса Фокса – классический Кью в Бондиане, от бэтмобиля до противоядия. На балах и в воспоминаниях мелькнут «Призрак оперы» /Phantom of the Opera, The/ (2004), «Волшебная страна» /Finding Neverland/ (2004), «Госфорд-Парк» /Gosford Park/ (2001). Сам факт, что сиротка Брюс Уэйн типа Аннакин Скайуокер, выросший в отчаюгу, но попавший в круг своеобразных «джедаев», выходит из него не страшным монстром Дартом Вейдером, а хорошим Человеком-Летучей Мышью – явная антитеза последним «Звездным Войнам: Эпизод III - Месть ситхов» /Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith/ (2005).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Бэтмен: начало"

Каждый кадр «Бэтмен: начало» именно снят «под что-то», со всеми потрохами. Тем не менее, эта эклектика, как и бедность – не порок. Она умная, то есть проведена по всем статьям, по всем линиям жизни, придавая ей слитность, чем и делается «кино». Нолан не воровал, а усердно трудился в поте, чтобы не упустить ни одной возможности подражания. Потому что, не упустив, он тем самым докажет, что мифология Бэтмена – более цельная, сильная и богатая, чем все цитируемые источники, она сама ничего не упускает. А сам «Бэтмен» как комикс – архетип всех возможных комиксов. И это получилось, поскольку парень даже себя, любимого, не пожалел. Свои высокоумные «Помни…» /Memento/ (2000) и «Бессонницу» /Insomnia/ (2002) Нолан пустил на то, чтобы действие «Бэтмен: начало» шло сразу в трех форматах – далекое прошлое, недалекое прошлое, настоящее. В монтаже времена перемешаны, как картишки («джокер»), а интерес – проверка каждым лбом в зрительном зале своих знаний мифологии. Не пожалел Нолан также историю США. В придуманном Готэм-Сити (квази-Нью-Йорк), бывали революции (Гражданская война в Америке), провалы в экономике (Великая депрессия), добрые дяди (Рузвельт). Папа Уэйн вырос целиком из «народных комедий» Капры, современных рождению комикса («Вам этого с собой не унести» /You Can't Take It with You/ (1938), «Мистер Дидс переезжает в город» /Mr. Deeds Goes to Town/ (1936), «Мистер Смит едет в Вашингтон» /Mr. Smith Goes to Washington/ (1939)), да и сынок недалеко ушел («Познакомьтесь с Джоном Доу» /Meet John Doe/ (1941)). Прикольно, как все это объяснено – тысячелетним «международным терроризмом» Лиги тени, что сразу актуально, патриотично и весьма иронично («что с комикса возьмешь»).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Бэтмен: начало"

В том же ключе Нолан нахулиганил с кастингом. Дело не в том, что Кристиан Бэйл – первый исполнитель Бэтмена, совпадающий с ним по указанному росту (188 см). Он – первый исполнитель, рискующий потеряться в голливудском бамбуке (Майкл Кейн, Лиам Нисон, Морган Фриман, Гэри Олдман, Рутгер Хауэр, Том Уилкинсон, Кен Ватанабе, Раде Сербеджиа). Бэйл сравнительно мало известен («Власть огня» /Reign of Fire/ (2002) с трудом, чуть-чуть «Холодной горы» /Cold Mountain/ (2003), ну, и «Машинист» /Machinist, The/ (2004)), а Нолан дает ему много и крупно играть, и тот ни разу не теряется. Кривоват, но упорен в робе, смокинге и домино. Поэтому весь «бамбук» становится тоже эклектикой – как в классическом-недавно переснятом «Вокруг света за 80 дней» /Around the World in 80 Days/ (2004) играли только звезды. Но опять вместо воровства – точный расчет на американскую интуицию. Потому что в комиксе Майкл Кейн играет не только иронично-сентиментального дворецкого Альфреда, но и то, «как Майкл Кейн в комиксе играет дворецкого». «Отрицательный» гуру Нисон, отомстивший здесь Голливуду за всех своих «положительных» гуру («Звездные Войны: Эпизод I - Скрытая угроза» /Star Wars: Episode I - The Phantom Menace/ (1999), «Царство небесное» /Kingdom of Heaven/ (2005)), Хауэр примерно в том же духе, «положительный» Олдман, явно сыгравший роль, даже усами принадлежащую Уильяму Мэйси и тоже отомстивший за «резко отрицательный» «Пятый элемент» /Fifth Element, The (1997) – это достаточное богатство ассоциаций и отношений, чтобы эклектика стала реальностью. Бэйлу даже оказывают «малоизвестную» поддержку: скромный Силлиан Мерфи из «Дискосвиней» /Disco Pigs/ (2001) (доктор Крейн) упрочил свое амплуа извращенца с ангельским личиком.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Бэтмен: начало"

Только Кэйти Холмс (Рэйчел) кажется никакой, поскольку, в отличие от Америки, мы с ней плохо знакомы, но, что ж, задача перед Ноланом стояла потруднее, чем отвлекаться на нас. Если коня и трепетную лань впрягать в одну телегу сюжета, отношений, лиц и их биографий – это еще полбеды. Но как быть с обликом мира, с чистой видимостью, чтобы нарисованные полеты бэтмобилей под крышами Парижа и над разведенным мостом не казались вульгарней, чем абсолютно нормальный старинный особняк с дворецким и лужайкой? С обликом мира Нолан сделал две вещи. Во-первых, он предельно разнообразен, так что «качеством» для него становится не проведение того или иного стиля, а именно максимум стилей, от ампира до техно. Прикольно смотреть на сюртучки господ в экспрессе нового поколения. Во-вторых, Нью-Йорк все же спасает. Как вспомнишь трансляцию CNN 11 сентября – так в этом городе Готэме может быть все, что угодно. В чем-то «Бэтмен: начало» эстетически противоположен «Городу грехов» /Sin City/ (2005), но оно небезосновательно. На сей раз дана общая картина мира не «с точки зрения справедливости», а «с точки зрения борьбы за справедливость». То есть для Нолана как бы само собой разумеется, что справедливость есть, а чтобы такое сегодня само собой разумелось, без судорожных метаний, без эклектики не обойтись. И пусть хэппи-энд субъективен – имеет право на субъективность, если оговаривает ее. Бэтмен расправляет крылья, Джокер оставляет карту – все оговорено довольно аккуратно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Бэтмен: начало"

Кино получилось классное, и в этом уже тенденция. В последнее время американцы берут высоту именно в «низких» жанрах. Приехавшие в Америку три сотни лет назад ссыльные шлюхи да бандюки – люди были простые, без башни, без надстройки. Поэтому хоть какая-то философия, сила духа распространяется, не как в Европе – сверху вниз, от духовной аристократии – в массы, а наоборот, эволюционно. До чего простые доедут, то и зафиксируют ненароком, и не в эссе и трактатах, а в мягких обложках или в экранизациях комиксов. Но, если уже доехали, «простые» ни пяди не отдадут, и подобная тенденция означает введение новых территорий в ранг общего закона. «Бэтмен: начало» – новый законный тип драмы. Это вам не комедия. Пусть «нашим» его будет трудно смотреть, и многие пошлют. Мы до Европы, если доедем, то неизвестно, когда. Но с американцами теперь заведомо легко говорить о чем-то сложном: в последнее время их самое-самое мейнстримовское кино стало получаться на вполне европейском уровне философии. Все-таки здорово их шарахнуло 11 сентября.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Бэтмен: начало"

Так, что теперь они там четко отличают благие намерения от того места, куда ими вымощена дорога. То есть вместо «добра и зла» пошли просто нюансы добра и различение грани, за которой оно иссякает. В «Бэтмен: начало» нет больше рокового злодея (в предыдущей Бэтмениане он, как правило, был самой яркой звездой (Николсон, Кэрри, ДеВито)). Ни Кен Ватанабе, ни Нисон – отнюдь не заведомые плохиши. Поначалу я вообще думала, что они – ничего себе парни. Но Америка наконец постулирует как закон, чего вообще нельзя. Вот не там свобода кончается, «где начинается нос твоего соседа», а значительно ближе. Там, где твой собственный бэтменский нос чует запах чужого страха. И ты не имеешь права спрятать нос в варежку Лиги Теней, сколько бы ей ни было тысяч лет. Твое право – только на то, чтобы запаха не было вообще. Ни в Тибете, ни в Нью-Йорке, ни в Гражданскую войну, ни в Великую депрессию, ни в компьютере, ни с бумажки, с книжки в мягкой обложке.

20.06.2005 Текст: К.Тарханова
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00