Фрейд для чайников

Убаюкивающая французская мелодрама, в которой любопытные идеи прячутся за невыносимо плоской психологией

Рецензии

Соблазн
Соблазн (2019)
Sibyl
драма, комедия
Режиссер: Жюстин Трие
В ролях: Вирджиния Эфира, Адель Экзаркопулос, Гаспар Ульель, Сандра Хюллер, Нильс Шнайдер
Премьера: 18 июля 2019 года
Смотри в сервисе Wink

Опытный психотерапевт Сибил (Вирджиния Эфира), не очень счастливая и явно страдающая не меньше своих пациентов, решает ненадолго сменить род деятельности и вернуться к давно забытым писательским амбициям. Её главную проблему — непонимание, а о чём, собственно, писать, — быстро решает случайно подвернувшаяся молодая актриса Марго (Адель Экзаркопулос), в чьих сложных отношениях с артистом-красавцем (Гаспар Ульель) и его подругой-режиссёром (Сандра Хюллер) Сибил и находит источник вдохновения. И, что важнее, своеобразное зеркало в собственное прошлое, где тоже было местам и интригам, и травмам.

Кадр из фильма «Соблазн»

Кадр из фильма «Соблазн»

Не секрет, что французы очень любят поговорить. Тем более — в кино, особенно — о любви. И любви — в отличие от той, что изображают их пуританские американские коллеги, — «неправильной», девиантной, не стесняющейся физических воплощений и открытого, отнюдь не всегда приятного эротизма. Такую любовь не осмыслить без искусства, в ней не разобраться без толстых скрижалей текста и поэтичных речей — обязательных атрибутов махровой французской мелодрамы, которые давно стали объектами пародии, иногда с приставкой само-, иногда, кажется, даже не очень-то намеренной. Как, например, в случае с «Соблазном» — фильмом мало того что регрессивным, так ещё и переводящим все грехи национального жанра в опасное измерение «мета».

Кадр из фильма «Соблазн»

Кадр из фильма «Соблазн»

Здесь сложные романтические коллизии больше не выносят на суд зрителя, а осмысляют прямо в рамках фильма: главная героиня, психотерапевт с амбициями писателя, нон-стоп анализирует своё настоящее, пытаясь найти в нём драму литературную и заодно разобраться в драме личной. Всё почти точь-в-точь как в прошлогодней «Еве» — другой французской мелодраме с Гаспаром Ульелем, где горе-творец пытался зафиксировать свои эротические девиации в моменте. Тоже, впрочем, неудачной.

Кадр из фильма «Соблазн»

Кадр из фильма «Соблазн»

«Соблазн» же усугубляет профессия героини, оправданная по большей части тем, что на кушетке психотерапевта уж очень удобно выносить наружу весь, собственно, психологизм. Помимо стандартных внутренних монологов режиссёр Жюстин Трие обнажает потаённые миры персонажей через неумолкающие пустые разговоры, в которых сидящие друг напротив друга люди нудно обсуждают свои сложные судьбы. Полностью игнорируя язык кино как пластический и невербальный, «Соблазн» вслух проговаривает все перипетии собственной драмы — и без того довольно поверхностной фрейдистской истории об эротических девиациях и травматических отношениях, — лишая её всякого объёма, перечёркивая удачные перформансы и любые живые эмоции, иногда вспыхивающие даже в холодном объективе безучастной Трие.

Единственный вектор истории, который фильмом так и не проговаривается, оказывается и самым в нём интересным. Ближе к финалу «Соблазн», устав от речей и тесных кабинетов, раскрывается как кино о столкновении человека, находящегося в постоянном поиске живых историй, с миром искусства, целиком построенным на историях ложных. Но, во-первых, деконструкция работает только тогда, когда ломают что-то интересное (а интересного в «Соблазне» мало), во-вторых, эта тема так и не становится в фильме ведущей и быстро стирается очередным каскадом сцен. Иначе фильму стоило закончиться где-то в тёмном зале кинотеатра, на крупном плане лица плачущей Сибил, осознавшей, что все её психологические искания оказались тривиальной расшифровкой столь же тривиальных актёрских игр. Но для этого надо было обладать чувством ритма и меры — а у Трие огромные проблемы и с тем, и с другим.

С 18 июля в кино.

20.07.2019 Текст: Ефим Гугнин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00