Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Герой в отрыве

Еще недавно многие фанаты сетовали на то, что Marvel не может собрать в очередных «Мстителях» всех своих знаменитых персонажей. Но теперь ясно, что раздробленность экранизаторских прав на комиксы студии – достоинство, а не недостаток

Добавить в закладки
Герой в отрыве

Когда в середине 1990-х студия Marvel, воодушевленная успехами своих конкурентов из DC Comics, всерьез занялась переносом своих комиксов на большой экран, она не могла сама оплатить производство задуманных блокбастеров. Поэтому она заключила контракты с несколькими голливудскими гигантами и разделила между ними права на экранизации своих самых известных циклов. Студия Fox тогда получила «Людей Икс», «Сорвиголову» и «Фантастическую Четверку», Universal – «Халка», New Line Cinema – «Блейда», а Sony Pictures – «Человека-паука», самый яркий бриллиант в короне Marvel.

Десять лет спустя, накопив финансовый жирок, студия начала сама экранизировать свои хиты. Вышедший в 2008 году «Железный Человек» стал первым фильмом грандиозной киновселенной Marvel, в которой знаменитые супергерои не только переживают сольные приключения, но и сотрудничают, как в «Мстителях», или враждуют, как в выходящем в этом году блокбастере «Первый мститель: Противостояние». Все картины этой вселенной связаны единым сюжетным замыслом – даже «Стражи Галактики», действие которой развивается за много световых лет от Земли.

Кадр из фильма "Дэдпул"

Вскоре после рождения киновселенной Marvel студия влилась в империю Walt Disney и получила все необходимые ресурсы для съемки грандиозных комиксных фильмов. Теперь и речи быть не может о том, чтобы Marvel передала другой компании экранизаторские права, а студии, чьи контракты еще в силе, должны регулярно выпускать картины по мотивам «своих» комиксов. В противном случае права вернутся к Marvel, а та их больше не выпустит из рук. Так, Universal уже потеряла права на Халка, а Fox – на Сорвиголову. Это позволило Marvel включить первого супергероя в команду Мстителей и сделать второго главным героем телешоу «Сорвиголова». В свою очередь, вышедшая в прошлом году «Фантастическая Четверка» была снята в значительной мере для того, чтобы Fox сохранила права на классический цикл Marvel.

Успехи фильмов Marvel последних лет и не особенно впечатляющие (если не финансово, то художественно) ленты по мотивам комиксов студии, созданные другими голливудскими компаниями, заставили многих фанов Marvel жалеть, что знаменитые персонажи разделены корпоративными барьерами. Мол, было бы здорово, если бы Люди Икс, Мстители и прочие могли жить в одном экранном мире – так, как они уживаются, например, в видеоигре Marvel Heroes. Действительно, чем больше разных героев может появиться в комиксном блокбастере, тем больше неожиданных и интересных сюжетов могут придумать сценаристы. Но не все так просто. И «Дэдпул» – наглядное подтверждение того, что у разделения киномиров есть свои плюсы.

Киновселенная Marvel – превосходная «песочница» для обожающих комиксы творцов вроде режиссера «Мстителей» Джосса Уидона, но ее единство не только предоставляет возможности, но и сковывает. Все ее фильмы должны быть причесаны под одну гребенку, самым острым зубом которой является «подростковый» рейтинг PG-13. И с этим ничего не поделать. Во-первых, студия Walt Disney с самого начала своей истории ориентировалась на семейную аудиторию и избегала какой бы то ни было «жести». А во-вторых, нелепо было бы снять «взрослый» супергеройский фильм, а потом включить персонажа из такой картины в подростковую ленту. Что это значит для зрителей? Что в киновселенной Marvel не может быть жаркого секса, кровавых побоищ, непристойных шуток. Фильмы Marvel были, есть и будут сравнительно безопасными полотнами. Это жирный плюс для тех, кто ходит в кино с детьми, но беда для взрослых, которые предпочитают свободу скованности. А ведь все мы знаем, что значительная часть аудитории комиксных лент – молодые люди, которые уже повзрослели, но еще не обзавелись детьми.

Кадр из фильма "Дэдпул"

Иными словами, если бы все права Marvel были под контролем Walt Disney, «Дэдпул» так бы и остался на страницах комиксов. Ведь вся суть этого полубезумного героя в том, что он некорректно шутит, крошит врагов в капусту и любит женщин не только платонически, но и физически. Если его кастрировать, он умрет как персонаж. За это его любят поклонники, и за это его ненавидят студийные начальники. По свидетельству Райана Рейнольдса, сыгравшего Дэдпула, картину несколько раз «открывали» и «закрывали», и всякий раз камнем преткновения была ее нарочитая взрослость. Которая, по обоснованному мнению продюсеров, ограничивала будущие сборы ленты в Америке и фактически закрывала для нее официально консервативные страны вроде очень важного для прокатчиков блокбастеров Китая.

Студия Fox, однако, не только боялась снимать фильм о Дэдпуле, но и была заинтересована в развитии вселенной «Людей Икс», к которой этот персонаж формально относится. Поскольку других размашистых и успешных комиксных циклов в распоряжении студии нет, Fox должна выдавить каждую зеленую каплю из популярности Профессора Икс, Магнето и прочих. А Дэдпул – поистине культовый персонаж, любимый герой американского молодежного Интернета. Сейчас из Людей Икс лишь Росомаха может сравниться с ним по фанатской любви, а с этим супергероем студия, кажется, сделала уже все, что только могла. Поэтому у Fox был мощный стимул для киноэксперимента, который, судя по рекордным сборам «Дэдпула», уже увенчался успехом. Понятно, прокатные подвиги «Аватара» и «Звездных войн» картина не повторит, но сейчас ей предсказывают сборы в 600 миллионов долларов, и это будет отличное достижение для ленты, которая обошлась менее чем в 60 миллионов долларов.

Решилась бы студия Walt Disney на такой эксперимент? Нет – по изложенным выше причинам. И еще потому, что он ей просто не нужен. У нее достаточно комиксного материала для десятков подростковых лент, и ей незачем ломать устоявшиеся традиции ради рискованного взрослого проекта. Хотя теперь, когда «Дэдпул» взорвал мировой прокат, диснеевцы могут изменить свое отношение к подобным картинам и начать выпускать собственные взрослые комиксные блокбастеры. Но даже если нет – у зрителей есть Fox. В этом прелесть художественной конкуренции. Она вынуждает студии мыслить и действовать нешаблонно. И она заставляет менее успешные компании заполнять пробелы более удачливых конкурентов.

Кадр из фильма "Дэдпул"

Также существенно, что разделение комиксов Marvel между несколькими студиями увеличивает вероятность появления фильмов с некоторыми персонажами второго и третьего звена. Например, в прошлом году начал выходит комикс Spider-Gwen, описывающий альтернативную вселенную, в которой радиоактивный паук укусил не Питера Паркера, а его возлюбленную Гвен Стейси, известную нам по фильмам из цикла «Новый Человек-паук». И этот комикс сразу стал столь популярен, что фанаты заговорили о том, что было бы здорово, если бы кто-нибудь его экранизировал.

Сделает ли это Marvel? Почти наверняка нет – ее планы расписаны на десятилетие вперед, и ей некогда заниматься своими новыми персонажами. «Старичков» бы охватить! А вот Sony, которая уже третий раз «перезагружает» «Человека-паука», потому что больше ей в кинокомиксном мире делать нечего, может от отчаяния снять фильм о Паучихе-Гвен. И это, согласитесь, был бы любопытный эксперимент. Возможный лишь благодаря тому, что Marvel некогда разделила права на свои комиксы.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?