-- Есть ли сейчас в вашем бизнесе спад?
-- Сейчас нет, мы сейчас делаем такие проекты, как «Новый год» для ОРТ, кино «Наша Раша», сериал «Универ», сериал «Папины дочки», сериал «Маргоша». Чуть меньше стал спрос на производство рекламы, но все, что у меня было раписано до конца этого года, не отменено. А вот после Нового года конкретных договоренностей еще нет, люди пытаются выяснить условия, мнутся. А в этом году только один фильм слетел прямо в процессе производства, продюсеры решили не заканчивать его здесь и увезли то ли на Украину, то ли в Беларуссию. Это сокращение издержек.
-- А на следующий год вы еще не бронируете?
-- Пока еще только идет разведка почвы. Не всех коснулся кризис, но те, у кого проекты уже утверждены и финансирование выделено, будут снимать. Говорят, правда, что каналы сокращают производство, а «Амедия», например, сама себя объявила практически банкротом и много проектов свернула.
-- Не секрет, что у нас безумно высокая себестоимость кино и телевизионного и пленочного. Как вы думаете, есть возможность снижения издержек? Грубо говоря, вы будете дисконты предоставлять?
-- Естественно. Последнее время было дешевле снимать рекламу в Праге. У нас очень большие издержки. Даже осветители зарабатывают очень неплохо, и никто им не может противостоять. Техника очень дорогая. Аренда павильонов дорогая, потому что такие цены в Москве. Реальная себестоимость могла бы быть ниже.
-- А насколько ниже?
-- Все задрано процентов на тридцать как минимум. И зарплата, и аренда. Был спрос и народ неконтролируемо поднимал цены. Кроме всего прочего, у нас нет еще солидарности среди продюсеров, которые могли бы договориться и установить предельные цены и зарплаты.
Нет конкуренции. Каждый оператор имеет своего бригадира осветителей, и без него работать отказывается. Оператор приводит бригадира, бригадир приводит бригаду осветителей, заказывает технику в определенной фирме, круговая порука такая.
Естественно будет снижение. Все готовы зажаться. Я снимаю площади и буду говорить с арендодателем, чтобы он снизил цену. Если будет кризис, это коснется всех. Рекламщики говорят, что клиенты не ушли, но сильно сократили проекты. А у меня бизнес был ориентирован именно на рекламные ролики, это я в последнее время стал длинные проекты запускать.
Я думаю, что все будет гораздо бюджетней и гораздо дешевле. Не будут размахиваться на огромные декорации, которых в принципе в 15-секундном рекламном ролике не видно. При этом мы строим декорации, покупаем материал по изначально завышенной цене. И это все тоже потом отражается…
О том, как обычные люди предлагают бороться с кризисом, читайте в материале TimeOut – «Кризис: что будет с нами».