Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Нас догоняет "Коллекционер" Юрия Грымова и сразу производит сложное впечатление. Фильм не существует отдельно от внекинематографической жизни автора, что, в общем, плохо, и все же в нем не так уж мало хорошего...
Нас догоняет "Коллекционер" /Mastermind, The/ Юрия Грымова и сразу производит сложное впечатление. Фильм не существует отдельно от внекинематографической жизни автора, что, в общем, плохо, и все же в нем не так уж мало хорошего.
Хороши, как и Грымов знает, фактуры снятых материй и некоторые кадры. В причудливом пространстве бродят белые дикобразы. По-настоящему, на манер Лив Тайлер из "Ускользающей красоты", красива в главной роли дебютантка Екатерина Волкова. Смешно, когда советская пионерская песня про "Прекрасное далеко" в исполнении пресловутого детского хора Гостелерадио экранизирована в кошмарно-агрессивном духе ансамбля "Kисс". И умозаключения типа "Главное – не количество подлинников, а неизвестность количества подделок" тоже забавны. Как и еще кое-что, это свидетельствует о безусловном владении постановочным ремеслом, с одной стороны, и о вполне художественном стремлении сотворить новый мир, с другой.
К сожалению, мир, в котором "Коллекционер" сотворен целиком и полностью, с потрохами, вовсе не нов, а вечен, и вечно неприемлем. Это мир разлагающегося трупа или, что то же самое, жертвы аборта. Звучит смешно.
Нет-нет, когда некрореалисты снимали "Серебряные головы", смерть была наблюдена абсолютно живыми, остроумными людьми. Когда Гринуэй делал свои виньетки, это тоже был мир умирания чего-то очень живучего, будь то Шекспир или Сэй Сенагон. Определялась живость возможностью связей и ассоциаций, хоть какие-то из которых да возникали в любом без исключения зрителе. В идеале возникало единство. В "Коллекционере" на полтора часа – черт в ермолке, его чертова кукла-дочка и три ее придурка-жениха, Кого выбрать из женихов просто так, без загадок или испытаний? Ну, кого-нибудь выбрать – а больше ничего. Ну, служанка-чернавка и ее собственное завистливое отродье. С ними тоже ничего не происходит.
Все отдельно - пространство, вещи, слова, персонажи, артисты. По словам Грымова, целых четыре часа Петренко на съемках без грима, только светом и ракурсами превращали в одной мизансцене из славянина в еврея. А зачем? Слоняется он по дому, и слонялся бы дальше. Превращения ни из чего не следуют, и из них ничего не следует. Остается одна бесконечная претензия на "коллекционирование жизни".
Но опять же у каждой коллекции есть исток. У Феллини - что в "Амаркорде", что в "Восемь с половиной", где тоже как бы сплошная кунсткамера - таким истоком было общечеловеческое детство. У Параджанова всякий раз, от "Цвета граната" до "Ашик-Кериба", любые роскошества нанизаны на фольклор, на какую-то общечеловеческую сказку. Всегда был изначальный контакт "автора" и кого-то другого, от которого и пошел "автор", отличный от других. Именно исток коллекции, какой бы всеядной она ни была, отличает ее от помойки, от контейнера типа "гроб" с разложившимися овощами и копошащимися червями.
У Грымова есть и пролистанный Хайдеггер, и непролистанный Мишель Фуко, и усталость от секса, и радость покоя, и деньги, и запахи, и ненависть, и художественный вкус, но нет самого главного. Нет самоидентификации. Безразлично, кто скажет любую из его сентенций – в них нет пола и характера. Безразлично, куда в финале помчится на мотоцикле чертовка-дочь, вырвавшаяся из чертова коллекционного дома – некуда мчаться в одном всемирном гробу, даже если в нем небо видно.
Проблема отсутствия самоидентификации довлеет, видимо, над Юрием Грымовым лично, хотя ясно это из фильма. Весь "Коллекционер" с его нахватанностью по верхам и пестротой безликих, незапоминающихся в большинстве своем материй свидетельствует об отсутствии у "автора" хоть какого-то прошлого, становления, воспитания или, что то же самое, отсутствии контакта хотя бы с одним другим человеком, "хорошим человеком". Если бы личная культура "автора" хоть когда-то случайно возникла и хоть сколько-то продолжалась, то и в фильме бы хоть что-нибудь происходило. Но, судя по пресс-конференции после фильма, видимо, даже в жизни Грымов пытается возместить отсутствие личной культуры быстротой смены впечатлений.
С другой стороны, уже начавшаяся огульная брань по поводу "Коллекционера" вызывает не меньшее неприятие, чем сам фильм. Грымовский мир еще не сложился, а, например, мир других "авторов" - "Часов без стрелок" или "Тихих омутов" – давно уже распался. Наумовы и рязановы десятилетиями сосут материнскую грудь государства без всяких на то оснований, на одних "былых заслугах", но их бранят вовсе не так огульно. Они – люди государственные. Произведения их потомства типа "Мама" или "Затворник", или какой-нибудь "Чистый понедельник" не вызывают вообще ничего, кроме тошноты. Но их не только не бранят - наоборот, периодически хвалят, как перспективные, авансом. И что же, все авансы – только тем, кто "чье-то потомство"? Но ведь как раз у "чьих-то" было и воспитание, и окружение, а результат?
Да, Грымов – "ничей", не из них, он действительно начинал на заводе имени Лихачева, но хотя бы пытается "сделать себя сам" и совершает ошибки на свои собственные деньги. Он ни у кого ничего не отнял, и чертовски несправедливо делать из него "мальчика для битья". И как бы он сам ни настаивал, что "жизнь прекрасна, потому что несправедлива", пользоваться его сентенциями, не допуская его до себя, не красит полуразложившиеся останки нашей родной кинематографии.
Вышел первый эпизод «Оно: Добро пожаловать в Дерри»: стоит ли смотреть сериал-приквел о Пеннивайзе?
27 октября / Текст: Настасья Горбачевская
Рецензия сериал «Никто этого не хочет»: самый комфортный ромком вернулся со вторым сезоном
27 октября / Текст: Гульназ Давлетшина
Этой планете поставили «ноль»: рецензия на фильм «Дом динамита»
27 октября / Текст: Егор Козкин
13 самых теплых, добрых и уютных эпизодов для просмотра в Хэллоуин
26 октября / Текст: Алихан Исрапилов, Оля Смолина
«Паранормальное явление. Шум» и еще 5 новых хорроров, которые можно посмотреть с друзьями
26 октября / Текст: Яна Телова
Труп за трупом: рецензия на фильм «Дело семейное»
26 октября / Текст: Максим Ершов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).